Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Военная психология является прикладной отраслью военной науки, решающая практические задачи, связанные с исследованием психологических особенностей совместной боевой деятельности военнослужащих и обоснованием методов обеспечения ее эффективности [4]. В истории развития отечественного военного психологического знания с начала ХХ века можно выделить несколько этапов:
с начала века до революции 1917 года;
период Гражданской войны и до начала 40-х годов ХХ века;
годы Великой Отечественной войны;
период с 1945 года по настоящее время.
Основанием для подобной периодизации явились выделенные нами факторы:
изменение роли психологического знания в общественной жизни;
социальный заказ в развитии военной психологии со стороны государства;
развитие методологических подходов в изучении моральных и психологических качеств военнослужащих.
Если говорить о практическом применении опыта и знаний в области военной психологии, то можно с уверенностью утверждать о том, что Российская Империя была одной из первых в мире страной, в которой был создан специальный орган – Отдел военной психологии. Он входил в состав Общества ревнителей военных знаний в 1908 году [3, с. 12]. Председателем отдела стал известный психофизиолог и военный врач-психиатр Герасим Егорович Шумков, который считается основателем отечественной военной психологии.
Данный отдел имел свой Устав, где указывалась его цель – исследовать духовную сторону ведения войны и обеспечить наилучшую подготовку сил, средств и методов вооруженной борьбы [3, с. 14]. Члены общества печатали свои работы в газетах «Военный сборник» и «Военный инвалид», где к началу Первой мировой войны было выпущено более 500 статей и монографий, касающихся военно-психологической проблематики.
Динамика интереса ученых, командиров, военных врачей к рассматриваемым вопросам подтверждается следующими фактами. После 1861 года в среднем печаталась одна военно-психологическая публикация в год, после 1896 года — две-три, в период 1900—1904 гг. – четыре-пять, в 1905—1909 гг. — 10-12 работ, а после 1910 г. — двадцать пять и более публикаций в год [6]. Это даёт основания полагать, что уже в начале 20-го века в России ученые умы пришли к пониманию того, что успешность ведения боевых действий зависит не только от оснащения войск и таланта полководцев, но и от уровня морального состояния и психического здоровья бойцов и командиров.
Следующим толчком для развития военно-психологических исследований в нашей стране стали Гражданская война и становление молодого Советского государства, в котором подход ко всем областям гуманитарных знаний базировался на классовой основе. В начале 20-ых годов известный Красный командир М.В. Фрунзе обратился к психологической проблематике и способствовал созданию сети лабораторий, занимавшихся изучением психологии бойцов и влиянию боевых действий на сознание человека. В эти же годы в Красной Армии проводят масштабные эмпирические социально-статистические исследования, которые, однако, нельзя назвать объективными, ссылаясь на классовый подход ученых [7]. В 30-е годы число исследований начинает сокращаться, а после и полностью прекращаются из-за политики в государстве, которая призывала помнить о Гражданской войне как о сакральной битве, а не как о конфликте, оставившем стране множество калек, в том числе людей с психическими проблемами. Началась программа по политической подготовке бойцов к предстоящему противостоянию с империалистическими странами. 1 октября 1928 года был принят приказ Политического Управления РККА №49 «О двухлетний программе политзанятия с красноармейцами», в котором акцент ставился не на проблеме психологической подготовки личного состава, а на партийно-политической работе с бойцами.
Такая организация проведения морально-политической подготовки личного состава отрицательно сказалась на готовности частей к боевым действиям. Так, в боях у о. Хасан в 1938 году части 40-й стрелковой дивизии, которая была введена в бой с плохо организованным взаимодействием и неточной оценкой боевой подготовки противника, были обращены в панику и отступили [2, с. 63]. Этот пример показал советском руководству несостоятельность классового подхода в военно-психологическом исследовании. Это еще раз подтвердило тот факт, что данный подход не является определяющим в формировании моральных и психологических качеств бойцов.
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная Война стала точкой возврата к применению практических знаний военной психологии и разработке новых методик психологической подготовки личного состава. Одним из наиболее важных направлений научно-практической работы становится участие психологов в восстановлении здоровья и психологической реабилитации бойцов, получивших ранения. Вместе с врачами психологи решали задачи проведения диагностики больных, выявления показаний к оперативному вмешательству, определения способов профилактики и лечения раневых осложнений.
Заслуга состояла в том, что при лечении черепно-мозговых травм, наряду с традиционными способами восстановления утраченных функций, практиковавшимися в медицине, они предложили еще один – внутрисистемную и межсистемную перестройку функциональных систем путем компенсационного включения в осуществление нарушенной деятельности новых сохранных структур мозга [1, с. 65]. Это позволило сохранить значительному количеству бойцов зрение, слух, речь и восприятие, а также вернуть в строй тех, кого до войны признали бы негодными к строевой службе. Одной из приоритетных в психологической тематике военного времени была проблема исследования и формирования личностных качеств бойцов и командиров, что объяснялось первостепенной ролью человеческого фактора в обеспечении эффективности военной деятельности. Б.М. Теплов представил цикл статей о психологических качествах полководца, а Н. Сальманов – командиров подразделений Красной Армии [1, с. 67]. Это позволило выстраивать программу морально-политического воспитания военнослужащих всех степеней исходя из их положения в армейской структуре.
Многие ученые в годы Великой Отечественной войны работали над проблемой восприятия человека. Полученные ими результаты активно применялись в борьбе с захватчиками. Так, группа психологов под руководством Б.Г. Ананьева трудилась в отделе психологии Ленинградского института мозга. Перед ними была поставлена задача подготовки рекомендаций по цветомаскировке ряда зданий Ленинграда с целью их сохранения при массированных артобстрелах города. Несмотря на трудоемкость и сложность эксперимента, исследование было завершено в кратчайшие сроки, и уже зимой 1942 г. его результаты использовались в практике маскировки высотных строений города – Исаакиевского собора, Адмиралтейства и других архитектурных шедевров [1, с. 69].
Весомым видом научных разработок явились квалификационные научные исследования, в которых разрабатывались вопросы оборонной тематики, подготовки кадров для тыла и армии, восстановления здоровья раненых бойцов и другие. Только с 1942 по 1943 год было защищено по психологии 9 докторских и 7 кандидатских диссертаций.
После окончания Великой Отечественной войны политические и военные деятели начали осознавать значимость военной психологии, и она начала активно развиваться. Особое внимание уделялось подготовке офицерского состава. Стали создаваться кафедры военной психологии и педагогики, на которых отводилось значительное количество часов на профильные дисциплины при подготовке командных кадров. В 1946 году создана кафедра военной педагогики и психологии в Высшем военно-педагогическом институте имени М.И. Калинина, на которой руководили адъюнктами А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец.
В качестве приоритетных научных направлений исследований на кафедре рассматривались психология боя и боевой подготовки (Г.Д. Луков), психологические основы политического воспитания воинов и сплочения воинского коллектива [5]. В 1950 году в этом же институте состоялась первая в Советском Союзе научная конференция, посвященная проблемам военной психологии в новом для страны этапе. По инициативе генерал–лейтенанта Петрова в октябре 1960 года создана научная лаборатория по разработке проблем педагогики и психологии в Вооруженных силах, что свидетельствует о заинтересованности высших военных чинов СССР в психологической подготовке личного состава.
Основными направлениями исследовательской деятельности в послевоенное время являлись вопросы, касающиеся закономерностей проявления и развития личности в вооруженных силах, особенностей психологических процессов бойца в разных условиях (служебной, боевой и учебной деятельности) и изучение влияния обстановки боя на психику военнослужащих. Уже на закате Советского государства в 1989 году был создан Центр военно-социологических, психологических и правовых проблем. Учитывая опыт локальных конфликтов второй половины 20-го века (в первую очередь Афганской войны) в центре подняли вопросы психодиагностики в войсках, проведения социально-психологической работы, развития профессиональной психологии в армии, профилактики психических расстройств и психологической подготовки личного состава. На основании исследований Центра после развала СССР уже в современной России использовали опыт, полученный советскими учёными в ходе конфликтов на постсоветском пространстве, а также была заложена основа для новой воспитательной системы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что история развития военной психологии в нашей стране очень тесно переплетается с социальным заказом государства на подготовку воинов и населения в целом. Это не помешало нашей стране стать одним из мировых лидеров в области военной психологии, а солдатам нашей страны пройти через многие конфликты с чувством глубокого долга за защиту своего Отечества.
Локальные военные конфликты, ставшие в последние годы актуальным явлением общественной жизни, создают объективные условия, определяющие социальную ситуацию профессионально-личностной активности военнослужащих и процессы формирования их специфических психических новообразований.
В этой связи особое внимание стало уделяться комплексным исследованиям проблемы формирования субъектности военнослужащих, их сравнительных характеристик и динамики в процессе прохождения различных этапов воинской службы. Очевидна востребованность комплексного психологического исследования развития субъектно-личностных свойств военнослужащего как актуального направления современной психологии личности. Данная востребованность определяется тем, что без опоры на экспериментально обоснованные представления о динамике субъектно-личностных характеристик военнослужащего в различных ситуациях несения воинской службы невозможно решать вопросы повышения уровня его психологической готовности к продуктивной активности в экстремальных условиях боевой деятельности.
Пристатейный список:
1. Артемьева Т.И. Советские психологи в годы Великой Отечественной Войны // Психологический журнал. – 2005. – №5. – С. 64-69.
2. Жарков В.В. Проблемы морально-психологической подготовки Красной Армии в 30-ых годах 20-го века // Ярославский Педагогический Вестник. – 2008. – №1 (54). – С. 62-65.
3. Караяни А.Г. Военная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 655 с.
4. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М.: Академия, 2007. – 380 с.
5. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология: пособие для вузов. – Питер, 2006. – 480 с.
6. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика. – М.: Воениздат, 2008. – 280 с.
7. Сергеев В.П. Эмпирические и социологические исследования в РККА и РККФ в 20-е годы: состояние, проблемы и опыт // Сборник научных статей. – Москва,1990. – С. 14-18.
Библиографическая ссылка
Юрченко И.Д., Самедова Ю.А. РОЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ БОЕСПОСОБНОСТИ АРМИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 5;
URL: vpd.esrae.ru/ru/45-204 (дата обращения:
25.06.2025).