ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ
Шемит Д.В. 1, Самедова Ю.А. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

На современном этапе развития социального общества, для которого характерно стремительное обновление ее информационного ресурса, к военному профессионалу предъявляются очень высокие требования. Соответствие тем критериям, которые предъявляет профессия военного, обусловливает необходимость постоянного совершенствования, непрерывного образования будущего офицера. Одним из условий данного процесса является их познавательная деятельность. 

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности, целью которой является формирование определенного отношения к познанию, науке [2].

Формирование познавательной активности курсантов военных вузов – это значит формировать у них положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Как отмечал Д.Б. Эльконин, развитие познавательной активности возможно в процессе накопления положительного учебно-познавательного опыта [3].

Учитывая тот факт, что развитие познавательной активности будущих офицеров осуществляется в условиях учебно-профессиональной деятельности, необходимо применение дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

В современной педагогической практике для решения рассматриваемой задачи используется

разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность будущих военных специалистов. Существуют различные приемы организации познавательной деятельности курсантов.

В процессе восприятия и овладения новым материалом, целесообразно использовать приемы, способствующие проявлению интереса у обучающихся. Среди них следует выделить:

  • прием динамичности. Существует ряд способов использовать данный прием в обучении курсантов. Например, применение динамических визуальных моделей, которые позволяют формировать у обучающихся необходимые умения и навыки в контексте их военно-профессиональной деятельности. В процессе их подготовки, возможно применять моделирование как компьютерное, тренинговое, так и воспроизводящее условия современного боя.
  • Прием новизны, содержащий необычные сведения, способные пробудить интерес. В качестве примера использования данного приема в обучении курсантов следует привести проблемно-поисковое обучение, представляющее собой систему методов и средств, способствующих творческому их проявлению в процессе освоения новых знаний.

Например, на семинарских занятиях в рамках проблемно-поискового обучения следует выделить индивидуальную составляющую, основывающуюся на том, что курсант сам выстраивает собственную траекторию познания. Он может использовать источники, которые не входят в программу обучения, подстраивать под свои особенности темп освоения интересующего материала. Это обеспечивает лучшее усвоение пройденного и подготовку к изучению нового материала.

Еще одним примером является нетрадиционные формы проведения лекционных занятий – лекция-дискуссия, где учащиеся выдвигают решение какого-либо вопроса, из множества мнений, могут рождаться интересные гипотезы. Лекция-провокация, содержащая в себе скрытые ошибки или неточности, о которых заранее сообщается курсантам. Поиск таких провокаций активизирует внимание и интерес к изучаемому материалу.

  • Приём значимости, который позволяет почувствовать курсантам не только важность изучаемого материала, но причастность к исследуемому явлению. Примером использования такого приема является моделирование жизненной ситуации, в процессе которого формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. В качестве такого моделирования может быть использована игра «Российский экспресс», применяемая на практическом занятии по дисциплине «Социальная психология» для более глубокого осознания механизмов возникновения социальных предрассудков.

В процессе активизации познавательной деятельности курсантов на этапе воссоздания приобретенных знаний используется прием натурализации, который в контексте учебной деятельности представляет собой выполнение курсантами заданий в условиях максимально приближенных к условиям их будущей профессиональной деятельности. Данный прием позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Одним из способов реализации данного приема в практике подготовки курсантов военных вузов – это организация педагогической практики будущих офицеров, войсковой стажировки. Роль педагогической практики в подготовке офицерских кадров, обучающихся по специальности «Военно-политическая работа», их становлении как педагогов велика. Она позволяет обеспечить единство теоретической и практической подготовки [1].

Во время прохождения практики курсант вынужден синтезировать знания различных предметов. В ходе нее будущие военные специалисты изучают основные руководящие документы, регламентирующие их будущую профессиональную деятельность, самостоятельно разрабатывают и проводят учебные занятия с группой курсантов из числа практикантов, организуют воспитательные мероприятия с представителями младших курсов.

Если стажеры ранее не представляли всю сложность и ответственность педагогического труда, пытались упростить некоторые вопросы, то столкнувшись с теми сложностями, которые возникают при работе с учебной группой, они демонстрировали стремление к овладению способами будущей деятельности.

Профессиональная направленность, отражающей специфику дальнейшей деятельности будущих офицеров способствует более заинтересованному пониманию учебной информации, накоплению и непроизвольному запоминанию различных вариантов профессиональных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с аудиторией, формированию у них военно-профессиональных умений и навыков.

Содержательно процесс формирования данных умений и навыков в ходе педагогической практики раскрывается в следующих направлениях:

  • формирование у курсантов мотивационной основы для успешного усвоения операциональных действий, конкретных приемов применения на практике военно-профессиональных знаний;
  • установление диалогового общения с практикантами по вопросам методики преподавания учебных дисциплин;
  • самостоятельная реализация каждым курсантом собственных способов решения дидактических задач;
  • упражнения, направленные на обязательные повторения курсантами собственных моторных и умственных действий, осуществляемых во время проведения учебного занятия;
  • использование на учебном занятии ранее сформированных военно-профессиональных умений и навыков за счет их внедрения в алгоритм решения новых дидактических задач;
  • совместное диалоговое обсуждение с практикантом положительных и неудачных моментов проведенного учебного занятия, выстраивание перспективных линий профессионального роста.

В ходе педагогической практики при проведении курсантами учебных занятий с целью активизации деятельности учебной группы были использованы различные средства, среди которых выделены следующие:

  • технические средства обучения, позволяющие демонстрировать презентационный материал, существенно активизирующий восприятие учебной группы;
  • сочетание различных режимов работы на занятии, что обеспечивало активное взаимодействие курсанта в роли педагога и учебной группой;
  • вербальные, слуховые, аудиовизуальные стимулы.

За счет применения упомянутых средств достигалось увеличение времени активной работы каждого курсанта. Все они обладают большими педагогическими возможностями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что познавательная деятельность не является врожденным и постоянным качеством. Она может динамически развиваться, как в прогрессивном, так и регрессивном направлении под воздействием различных факторов.

В значительной степени на нее влияет педагогическое мастерство преподавателя, его стиль общения с обучающимися во время учебных занятий, атмосфера, царящая в аудитории, направленность самих курсантов. Это подтверждается тем, что у одного и того же курсанта уровень познавательной активности на различных дисциплинах может быть разным, меняться от того, какой преподаватель и в какой форме преподносит изучаемый материал.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что активизация познавательной деятельности обучающихся напрямую связана с педагогическим мастерством преподавателя, владения им различными методами и приемами, которые он применяет на занятии, каким образом он выстраивает ход преподаваемой дисциплины.


Пристатейный список:
1.	Ганзюк А.А., Федак Е.И. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональных умений и навыков курсантов в ходе практик и войсковых стажировок // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 6 (91). – С. 200-202.
2.	Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
3.	Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.


Библиографическая ссылка

Шемит Д.В., Самедова Ю.А. ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 5;
URL: vpd.esrae.ru/ru/45-203 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 27 | За неделю: 27 | Всего: 27


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода