Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ДЕМОРАЛИЗАЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Девиантное поведение военнослужащих представляет собой серьезную проблему для Вооруженных Сил РФ, поскольку в определенных условиях может привести к какой-либо степени отклонение военного человека от норм и правил уставного поведения, определенные Общевоинскими уставами, инструкциями и наставлениями.
Проявление отклонений в поведении военнослужащих обуславливается рядом факторов, среди которых можно выделить: неблагоприятный психоэмоциональный климат в подразделении, особенности проявления характера (акцентуации) индивида в условиях напряженной боевой и повседневной деятельности войск, различного рода неприятности по службе, стресса, вызванного на фоне накопившихся проблем в ходе межличностных отношений с сослуживцами в коллективе, и с командирами (начальниками), все это за достаточно непродолжительное время, может спровоцировать страх неудачи, неуверенность в собственных силах, способствовать развитию различного рода девиации.
Чаще всего, девиантное поведение у военнослужащих проявляется в нарушении распорядка дня, ношении формы одежды, либо полном отказе выполнения военно-социальных, уставных, морально-этических норм и правил поведения в подразделении. Внешними проявлениями подобных девиаций могут быть пререкания со старшими, грубость с сослуживцами, неуставные отношения между военнослужащими, срыв выполнения задания, самовольное оставление подразделения (части), полный или частичный отказ от выполнения приказа командира (начальника), что влечет за собой негативное отношение к военнослужащему.
Среди основных форм проявления девиаций у военнослужащих подразделения можно выделить следующие:
1) «избегающее поведение», характеризующееся различными формами попыток получения послабления по службе и уклонения от выполнения обязанностей военной службы, обусловленное сниженными адаптационными и морально-волевыми качествами военнослужащих и, соответственно, низкими способностями к овладению воинской специальностью. Основными проявлениями избегающего поведения являются:
- непродуктивность деятельности, несоответствие ее физическим, моральным и психическим затратам;
- отказ от деятельности вообще или имитация ее;
- неоправданно большое количество ошибочных действий;
- плохая обучаемость при достаточно хороших способностях;
- частые явления госпитализации, симуляции и агравации, а в некоторых случаях и формирование (обострение) психосоматических заболеваний.
К особенностям личности, характерным для военнослужащих склонных к избегающему поведению, относятся обидчивость, неуверенность, плаксивость. Кроме того, у таких военнослужащих нередко отмечается невысокий уровень развития когнитивных способностей. Это проявляется низким уровнем общей осведомленности, примитивностью и незрелостью суждений, конкретностью суждений, недостаточностью критики и гибкости, непониманием переносного смысла пословиц, отставанием в учебе [9].
2) «суицидальное поведение» аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым намерением смерти [7]. Внутренними формами суицидального поведения являются антивитальные переживания – размышления об отсутствии ценности жизни без четких представлений о своей смерти; пассивные суицидальные мысли – фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни; суицидальные замыслы – разработка плана суицида; суицидальные намерения – решение к выполнению плана, в то время как внешними формами принято считать самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни; суицидальная попытка (парасуицид) – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление, которое нацелено на реализацию желаемых субъектом изменений за счет физических последствий; прерванная суицидальная попытка (прерванный парасуицид) – акт, предпринятый с целью намеренного самоповреждения или самоубийства, но прерванный до реального самоповреждения внешними обстоятельствами (например, вмешательство посторонних предотвратило физическое повреждение).
Наиболее распространённой формой суицидального поведения в Вооруженных Силах РФ являются демонстративные суицидальные попытки, основанные на нежелании военнослужащих преодолевать тяготы и лишения военной службы, так как в большинстве случаев реакция командования на суицидальный шантаж приносит ослабление служебных требований к суициденту [3, 6]. В ряде случаев причиной суицидов является внутриличностный конфликты из-за противоречия гражданской и военной ролевой модели [11] и межличностные конфликты (до 30% суицидов) [2]. Вопреки распространенному мнению о псхических расстройствах, провоцирующих суициды у военнослужащих, исследования показывают, что большинство самоубийств в вооруженных силах совершается психически здоровыми людьми [1]. Одним из новых методов, который может использоваться для прогнозирования суицидального поведения является оценка качества исполнительного функционирования военнослужащих.
3) «агрессивное поведение» – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Для данного типа поведения характерна склонность к решению проблем силой, повышенная импульсивность, несдержанность. Большее значение для воинских подразделений имеет физическая агрессия, когда повышается вероятность неуставных форм взаимоотношений между военнослужащими. К агрессивным действиям относятся:
- физическая агрессия (нападение);
- косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, выражающиеся в крике, топаний ногами и т. д.);
- склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
- негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);
- обида (зависть и ненависть к окружающим за их действительные или вымышленные поступки);
- подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
- вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму – ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов – угроза, проклятия, ругань).
Различные виды агрессивных действий могут быть обусловлены различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий, и, соответственно, наиболее опасный для ВС РФ вид – физическая агрессия в виде нападения на жертву – как правило, отражает криминальное поведение, хотя может встречаться и при делинквентном типе отклоняющегося поведения. Агрессивность психически больных и лиц с психической патологией в виде психопатологического и патохарактерологического типов отклоняющегося поведения отличается лишь особенностями мотивации и симптоматикой заболеваний.
4) «делинквентное поведение» – поведение, при котором действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления, может проявляться в виде деяний, подпадающих по административную ответственность, либо дорастать до криминального поведения, подпадающего под уголовную ответственность. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет в возрасте от 14 до 29 лет, а максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет. Далее с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение проявлений преступного поведения. 33-36% всех противоправных действий совершается 5% военнослужащих.
Основой делинквентного поведения взрослых военнослужащих является психический инфантилизм с комплексом характерных признаков [5]: неумение разделять идеальные и реальные цели, наивностью и простодушие, эгоцентризм, формальным отношением к обязанностям и формальной подчиняемостью, ошибкой прогнозирования негативных последствий своих действий, обидчивостью, потребностью в утешении и опеке, склонностью к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.
Военнослужащие, совершающие делинквентные поступки, могут быть разделены на три основные типа [4]:
последовательно-криминогенный тип – криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, а преступление вытекает из привычного стиля поведения, обусловливаясь особой системой мотивов и ценностей. К этому типу относятся субкультурные правонарушители, органические нарушители и психотические правонарушители.
ситуативно-криминогенный тип – правонарушения и преступления обусловливается неблагоприятной ситуацией и стечением обстоятельств. Такие люди редко бывают инициаторами правонарушений, чаще являясь ведомыми.
ситуативный тип – решающим фактором является стечение обстоятельств, на которое индивид не может повлиять. Жизненный стиль таких людей характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний. К данному типу относится подвид невротических правонарушителей, действия которых являются следствием интрапсихического конфликта и тревоги.
Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели). Следует учитывать, что в условиях военной службы, делинквентные черты имеют тенденцию к заострению [8].
5) «аддиктивное поведение» – это поведение, связанное с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Как правило характеризующееся склонностью к быстрому удовлетворению потребностей и быстрому формированию зависимости как к химическим веществам, вызывающим при употреблении чувство эмоционального комфорта (алкоголь, наркотики и прочие психоактивные вещества), так и к видам деятельности, вызывающим эмоциональный комфорт, со снижением способности отказаться от данных видов деятельности (различные нехимические зависимости).
Наиболее актуальными для Вооруженных Сил являются формы аддиктивного поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, в виду их явного деструктивного воздействия, как внешнего, так и внутреннего [10]. Основным видом аддиктивного поведения в армии является злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами (до 35,8% военнослужащих срочной службы) [12]. С учетом данных о широкой распространенности одновременного сосуществования нескольких форм реализации аддиктивного поведения у одного индивидуума, и возможности перехода от нехимических зависимостей к химическим, актуальным становится вопрос раннего выявления аддикций и склонности к ним, а не отдельных форм проявления.
На основе анализа литературы можно выделить следующие основные механизмы организации работы с трудно воспитуемыми военнослужащими в условиях воинской части (подразделения):
1. Разработка и проведение дополнительных мероприятий, в процессе которых происходит формирование дисциплинированности, исполнительности и трудолюбия, положительного отношения к воинскому труду, повышение уровня мотивации и развития волевых качеств у военнослужащего.
2. Четкая, слаженная организация боевой и повседневной деятельности подразделения, внедрение элементов трудового, морально-политического и физического воспитания, с целью развития познавательной активности, инициативы и творческого потенциала военнослужащих.
3. Модернизация и совершенствование и учебно-материальной базы подразделения (воинской части), с целью активного вовлечения самих военнослужащих в ее развитие и использования в процессе боевой учебы.
4. Использование активных форм проведения занятий боевой подготовки и других видов работ повседневной деятельности, имеющих коллективный, творческий характер, направленный на сплочение воинского коллектива.
5. Учет психолого-педагогических аспектов воинского воспитания при организации боевой и повседневной деятельности личного состава подразделения, в ходе несения гарнизонной и караульной службы, выполнения обязанностей в составе внутреннего наряда, дежурных сил и т.д.
6. В рамках психологической работы развитие такого направления, как профессиональная ориентация и самоопределения военнослужащих в выбранной профессии, психологическое консультирования и просвещение, психодиагностика и разработка индивидуальной программы адаптации конкретного отдельного военнослужащего.
7. Обучение младших командиров, командиров подразделений методике и практике работы с трудновоспитуемыми военнослужащими, склонными к девиантному поведению.
8. Совершенствование форм и методов работы с военнослужащими девиантного поведения:
- проведение бесед методом рассказа и обсуждения, пояснения, групповых дискуссий, демонстрации примеров, что способствует стимуляции когнитивной и эмоциональной сферы личности военнослужащего;
- эффективным методом воспитания считается использование методов поручений, переключений деятельности, упражнений – это характерно в виду наличия возрастных особенностей и профессиональных качеств у военнослужащих по призыву и по контракту;
- метод стимуляции (для большинства военнослужащих конкретный вид их военно-профессиональной деятельность носит персональную направленность), поэтому следует применять разнообразные виды поощрение, как один из педагогических методов, показывать военнослужащему, что его труд, личный вклад в поддержание боевой готовности подразделения является исключительно важным для всего воинского коллектива.
Таким образом, в процессе боевой и повседневной деятельности личного состава, как средства преодоления различного рода девиаций, необходимо формировать позитивный эмоциональный фон, здоровую морально-психологическую атмосферу в подразделении, тогда у военнослужащего сложится целостная картина упорядоченности, последовательности, а соответственно эмоциональной защищенности. При этом границы дозволенного должны быть четкими и понятными для всего личного состава подразделения, это позволит военнослужащему накопить опыт свободного принятия решений, выбор самостоятельного поступка, возможность узнать и оценить последствия своих действий.
Пристатейный список:
1. Амбрумова А.Г. Анализ предсмертных записок суицидентов. / A.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова // Труды Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. М., 1983. С. 53-74.
2. Бачерников Н.Е. Ситуационные реакции у военнослужащих: дисс. … д-ра мед. наук. Л.: ВМедА., 1965. 545 с.
3. Днов К.В. Психическое здоровье военнослужащих, совершивших суицидальные попытки: дис. … канд.мед.наук: 14.01.06. СПб., 2010. 143 с.
4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. 288 с.
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения М.: ИД Городец, 2016. 386 с.
6. Нечипоренко В.В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В.В. Нечипоренко, В.К. Шамрей. СПб.: ВМедА, 2007. 528 с.
7. Тихоненко В.А. Стресс-провоцированное суицидальное поведение у военнослужащих / В.А. Тихоненко, Г.А. Фастовцев, А.М. Резник. М., 2004. 50 с.
8. Тюриков А.Г. Регулирование девиантного поведения военнослужащих как функция военно-социальной организации. М.: Военный университет, 2000. 230 с.
9. Фадеев А.С. Невротические расстройства у военнослужащих в мирное время / А.С. Фадеев, В.В. Куликов, О.Е. Чернов // Воен.-мед. журн. 2001. Т.322. № 3. С. 39-43.
10. Фисун А.Я. Пути профилактики аддиктивных расстройств в войсках / А.Я. Фисун [и соавт.] // Воен.-мед. журн. 2013. Т. 334, № 9. С. 4-11.
11. Юнацкевич П.И. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих: автореф. дис. ... канд.пед.наук. СПб., 1997. 16 с.
12. Юсупов В.В. Экспресс-оценка психического здоровья военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению: автореф. дис. ... канд.мед.наук : 14.00.18, 19.00.04 / СПб., 2006. 20 с.
Библиографическая ссылка
Черенков А.Д., Ковалев А.П. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ДЕМОРАЛИЗАЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 4;
URL: vpd.esrae.ru/ru/44-201 (дата обращения:
25.06.2025).