ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Психологические науки
РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гусев И.Н. 1, Фонов А.И. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

Система реабилитации в Вооруженных силах Российской Федерации ба­зируется на двух основных подходах.

В первом случае, реабилитация понимается как восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих. «Под целевым психологиче­ским ресурсом понимается совокупность наличных психологических возможностей военнослужащего в доступных для использования обстоятельствах со­циальной и эргономической среды, обусловливающих его способность решать боевые задачи определенного типа (класса, уровня)».

Во втором случае, как восстановление социального, психического статуса и повышение адаптивных возможностей в мирной жизни.

Анализ хода и исхода вооруженных конфликтов последнего времени убедительно подтверждает психологическую закономерность: победоносные войны имеют в своей основе идеи, понятные и близкие сердцу бойца и всего народа.

Таким образом, в условиях войны действует своеобразный социально-психологический закон, отражающий взаимосвязь между состоянием психоло­гии общества и его армии. Он гласит, что основной источник морально-психологического состояния воюющей армии находится не внутри ее, а в обществе, интересы которого она защищает.

Сказанное реализует действие еще одной закономерности войны: «от то­го какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общест­венном сознании и какое место в нем отведено армии, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побужде­ния военнослужащих к активным боевым действиям» [1]. Ясно, что при отсут­ствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных на­строений и попыток возложить вину за возникновение, течение и результаты военного конфликта на армию, возможности возбуждения у личного состава таких мотивов, как патриотизм, конституционный долг, национальные интере­сы, ненависть к врагу, становятся весьма проблематичными, а порой и невозможными. Такое положение имело место в американских военных контингентах воевавших в Корее (1950-1953 гг.), во Вьетнаме (1964-1975 гг.), во фран­цузских войсках, действовавших в Алжире (1958-1959 гг.), в английских час­тях участвовавших в боевых действиях за Фолклендские острова (1982 г.), сре­ди немецких военнослужащих, направляемых для решения боевых задач в зону Персидского залива (1991 г.). В аналогичной ситуации находились наши войска в Афганистане в последний период ведения ими боевых действий (с середины 80-x г.) и в Чечне (1994-1996 г.) [2].

В локальных военных конфликтах, в отличие от войн, возникает феномен  различной психологической вовлеченности социальных групп, слоев и отдельных граждан в военные события, которые различным образом оценивают целесооб­разность и методы ведения боевых действий. Все это требует специальной работы по нейтрализации дезорганизующего влияния этой разобщенности на воинов.

В армии большое внимание уделяется созданию в воинских подразделениях «системы товарищеской под­держки», когда члены экипажей (расчетов, групп) наблюдают за появлением у сослуживцев симптомов нервного напряжения и оказывают друг другу неот­ложную психологическую помощь. Считается, что уверенность в сослуживцах, в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным услови­ем решительных и самоотверженных боевых действий каждого солдата.

Личностные свойства и стиль боевой деятельности военнослужащих во многом определяются его принадлежностью к конкретному виду вооруженных сил и роду войск, характером взаимодействия между представителями различ­ных профессиональных групп.

Боевые факторы - широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, объем и соотношение потерь сторон и др.

Эффективность боевых действий войск в значительной степени определяется выбором правильно стратегии и тактики действий. Стратегии бывают «затратные» и «психологические».

Нередко «слабая сторона» в боевом противоборстве преследует прежде всего психологические цели, ведущие к ослаблению противостоящих сил. Преимущества ее в том, что она ставит войска противника в непривычные для них условия, принуждает к выполнению несвойственных им функций, применению неосвоенных способов боевых действий.

Противники наших войск в Афганистане и Чечне, а так же на СВО часто использовали так­тику действий боевых и диверсионных групп, отличающуюся выраженной деятельностной и психологической спецификой.

Среди способов действий противника преобладали засады, налеты, ди­версии, поиск, рейд, то есть методы, характерные для войск специального на­значения. По оценкам специалистов, такие способы вооруженной борьбы в ло­кальном военном конфликте имеют целый ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными. Достаточно сказать хотя бы о том, что эффектив­ность поражения огнем стрелкового оружия в налетах и засадах повышается в 4-7 раз, гранатометов и огнеметов - в 16-30 раз, мин и минно-взрывных заграж­дений - в 60-75 раз [3]. Борьба с диверсионными подразделениями требует значительно больше сил и средств, чем ведение боевых действий с равными по численности общевойсковыми подразделениями. Это объясняется тем, что дей­ствия таких групп не связаны с удержанием каких-либо объектов, рубежей, районов.

Способы боевых действий «сильной» стороны в локальном военном конфликте часто определяются целью - захватить и удерживать территорию, важ­ные в военном отношении объекты. Например, в Афганистане зона ответственности нашей дивизии составляла до 200 ООО кв. км, полка — 70 000-100 000 кв. км [11]. Сил и средств, необходимых для контроля над такой территорией, явно не хватало.

Участники боевых событий в Афганистане, Чечне и других «горячих» точках отмечают, что в 49% случаев при выполнении конкретных задач приходилось действовать не в составе штатных подразделений, а в составе специально создаваемых боевых, штурмовых и иных групп [4].

Изучение боевого опыта войск показывает, что неуверенность в собственных силах закономерно нарастает у военнослужащих также и в связи с тем, что имеющиеся в их распоряжении оружие, боевая техника и специальные средства часто оказываются малоэффективными в условиях локального военного конфликта. Многолетняя подготовка основных военных держав к реши­тельному сражению с сопоставимым по силе противником привела к сущест­венному отклонению параметров оружия от тех значений, которые позволяют ээффективно применять его в локальных конфликтах.

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил своеобразную закономер­ность, гласящую, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15-25 суток, к истечению которых военнослужащий достигает пика морально- психологических возможностей [3]. После 30-40 суток непрерывного пребыва­ния в непосредственном соприкосновении с противником, по данным исследо­вателя, наступает их быстрый спад, связанный с истощением духовных и физи­ческих сил. Исходя из этого, Е. Динтер считает, что пребывание воинов на пе­редовой не должно превышать более 40 суток [3].

Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, они по своим психо­физиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98% военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстрой­ства [5]. Признавая такую временную траекторию динамики психологических возможностей людей закономерной, военные руководители многих армий мира регулируют время пребывания военнослужащих непосредственно в зоне бое­вых действий.

Неблагоприятное влияние на боевую деятельность личного состава ока­зывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования основной деятельности, сна, отдыха, приема пищи, и т.д.), частая смена климатических условий, плохие погодные условия и др.

Говоря о психологических факторах боевого поведения, необходимо под­черкнуть, что воин не слепое орудие в руках внешних обстоятельств боя и природных инстинктов. Его поведение в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей. Немаловажное значение в регуляции боевой активности военно­служащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции пси­хических состояний (ритуалы, обряды и т.д.). Без понимания этого невозможно объяснить откуда берутся самопожертвование, оправданный риск, взаимовы­ручка в тех ситуациях, где казалось бы должен превалировать инстинкт само­сохранения.

Военные руководители всех уровней, психологи должны предвидеть специфику влияния факторов боя на поведение воинов и стремиться придать им положительный мобилизующий, активизирующий характер. В связи с этим необходимо проведение психологической реабилитация военнослужащих. Поэтому рассмотрим её сущность, задачи, структура и организация

Понятие реабилитация (восстановление) многими рассматривается как систематичная профилактика, понимая, одновременно, под первичной профилактикой - предупреждение заболеваний, а под вторичной - лечение болезни.

Рассматривая сущность данного понятия, и говоря о процессе реабилита­ции военнослужащих, получивших психические травмы, правомерно, на мой взгляд, различать следующие разновидности реабилитации:

Медицинская реабилитация. В тех случаях, когда военнослужащие полу­чают достаточно серьезные травмы, то к ним применяются мероприятия меди­цинской реабилитации. Оказание первой медицинской помощи в боевой обста­новке есть ни что иное как начало медицинской реабилитации. Даже кратко­временное улучшение состояния военнослужащих облегчает контакт с ними, повышает их веру в улучшение состояния и выздоровление.

Значимость медицинских мер в восстановлении психического равновесия заключается не только в применении психотропных средств, оказывающих нор­мализующее влияние на эмоциональную сферу человека, создающих условия для быстрого и конструктивного воздействия на психологические состояния.

Существенную роль в профилактике психических расстройств у военно­служащих играют такие элементы медицинской реабилитации, как полноцен­ное и рациональное питание, забота о состоянии здоровья личного состава, со­блюдение элементарных гигиенических норм и т.п.

При оказании квалифицированной медицинской помощи военнослужа­щим с травмированной психикой в лечебных учреждениях применяются медикаментозная терапия, физиотерапия, бальнеотерапия, массаж и т.п.

В целом же, медицинское воздействие на людей, подвергшихся психогенному воздействию, «открывает двери» для психотерапии. Специалисты утверждают, что у 80-85 % людей восстановление трудоспособности достигается, по существу, при завершении программы медицинской реабилитации [6].

Социальная реабилитация. Человек - существо социальное. Особую зна­чимость для него имеют события общественной жизни и ближайшее окружение социальный фактор. Поэтому социальная реабилитация является одной из важнейших в системе общей реабилитации.

Для военнослужащего, получившего психическую травму, важно ощу­тить со стороны окружающих его людей внимание, сочувствие, получить необ­ходимую помощь. Улучшает настроение и положительно сказывается на со­стоянии травмированного отвлечение внимания военнослужащего от сосредо­точения на болезненных ощущениях и представлениях.

Психологическая реабилитация - это система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса людей, получивших психическую травму. Она также является неотъемлемой составной частью общей реабилитации.

Психологическая реабилитация является важнейшим элементом восста­новления психического равновесия. Сущность её заключается в осуществлении различных воздействий через психику на военнослужащего с учетом терапии, профилактики, гигиены и педагогики.

С помощью психологических воздействий становится возможным сни­зить уровень нервно-психической напряженности, быстрее восстановить затра­ченную нервную энергию и, тем самым, оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в других органах и системах организма.

Этим отличается психологическое воздействие от других средств реаби­литации. Основными целями психологической реабилитации являются:

восстановление боевой и трудовой способности;

предупреждение инвалидности;

социальная адаптация людей.

Уяснение целей психологической реабилитации позволяет определить ее задачи, содержание, структуру, привлекаемые силы и средства, а также обязан­ности органов управления и должностных лиц по организации, осуществлению и управлению процессом восстановления психического равновесия военнослу­жащих в условиях экстремальной обстановки боя.

К числу основных задач реабилитации относятся:

  • Установление характера и степени важности нервно-психологических расстройств, определение индивидуально-личностных особенностей реагирования военнослужащим на полученную психическую травму и выработка реа­билитационных мероприятий;
  • Снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности и стра­ха посредством применения комплексных воздействий (психотерапевтических, медицинских, биологических, социотерапевтических и педагогических (воспи­тательных);
  • Регуляция нарушенных функций организма, коррекция психофизиологического состояния методами психофармакологических, психотерапевтиче­ских и физических воздействий;
  • Формирование оптимальной психологической реакции на последствия психической травмы, мобилизация личности на преодоление возникших состояний, воспитание у военнослужащих необходимых волевых качеств;
  • Формирование у личного состава четких представлений о факторах риска и осознанного отношения к мероприятиям по их устранению;
  • Оптимальное разрешение психотравмирующей ситуации, восстановление социального статуса, адаптация человека к условиям внешней среды по­средством стимулирования социальной активности военнослужащего, а также различными организационно-педагогическими методами;
  • Оценка физической, сенсорной и умственной работоспособности; про­ведение профессионально-психологической реабилитации, а при утрате про­фессиональной пригодности - профессиональной переориентации; ориентиро­вание на продолжение активной служебной деятельности и выполнение обя­занностей военной службы;
  • Изучение динамики изменений психических состояний в процессе реабилитации; диагностика функционального состояния физиологических систем организма; оценка эффективности и коррекция (в случае необходимости) реа­билитационных мероприятий.

Анализ задач психологической реабилитации позволяет определить наи­более важные компоненты и средства, входящие в систему социально- психологической реабилитации. Таковыми могут быть: психологические, медико-биологические и организационно-педагогические.

Эффективное реабилитационное воздействие на военнослужащего позво­ляет осуществлять психотерапия (т. е. лечебное воздействие на человека психи­ческими факторами).

В широком смысле слова психотерапия - это: благоприятная обстановка, хорошо организованный режим, правильно использованный досуг, а также чут­кий подход к травмированному военнослужащему.

В узком смысле под психотерапией понимается планомерное психиче­ское воздействие на человека, получившего психическую травму, словом или речью. Обычно используется в целях положительного влияния на болезненные проявления и для изменения неправильных установок травмированного воен­нослужащего. Различают: косвенную и прямую психотерапию.

Общая (косвенная) психотерапия представляет собой комплекс мероприя­тий, направленных на создание обстановки, благоприятно воздействующей на человека, получившего психическую травму. К ним относятся: рациональная ор­ганизация его служебной деятельности, случае необходимости и смена рода за­нятий; создание в подразделении (части) здорового социально-психологического климата; отвлечение от неприятных психотравмирующих переживаний; приме­нение активирующего режима реабилитации и некоторые другие.

Рассмотрим только один из элементов - применение активирующего режима реабилитации. Он включает:

  • минимальную изоляцию военнослужащего от коллектива, сохранение естественных социальных связей внутри них;
  • применение для каждого получившего психическую травму системы максимальной свободы и нестеснения;
  • создание атмосферы, поощряющей социальную активность; разви­вающей отношения, свойственные воинскому коллективу;
  • обеспечение полезной занятости военнослужащих, выведенных из психического равновесия;
  • целенаправленную организацию воспитательной и культурно- досуговой работы и т.п.

К числу наиболее доступных для применения в войсковой практике мето­дов психологического воздействия на организм военнослужащего, его психику, относятся:

  • Рациональная психотерапия.
  • Суггестивная психотерапия: внушение (аутогенная тренировка), само­внушение (саморегуляция).
  • Наркопсихотерапия.
  • Трудотерапия.
  • Эстетотерапия.
  • Натуртерапия.

Рассмотрим эти методы более подробно.

Рациональная психотерапия, как основной метод психотерапии, основы­вается на разубеждении, убеждении, обращении к разуму травмированного че­ловека, предъявлении ему различных убедительных фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей ситуации.

Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с воен­нослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказы­вается возможность успешного лечения. На соответствующих примерах поддер­живается бодрость духа, укрепляется воля к восстановлению нормального состоя­ния. Суть проводимых бесед - апелляция к разуму, сознанию, воле человека.

Рациональная психотерапия адресуется к логическому мышлению. В ка­честве воздействующих факторов используются авторитет командира (врача, психолога, опытного сослуживца), убеждение и переубеждение, разъяснение ситуации, одобрение военнослужащего, отвлечение его от проблем и т.п. Она направляется на создание активной позиции травмированного военнослужаще­го в преодолении болезненных проявлений, а также на коррекцию неадекват­ных эмоциональных реакций и нарушенной системы отношений.

Следовательно, рациональная психотерапия - это логическое, аргументи­рованное разъяснение путем объяснения, сообщения военнослужащему того, что он не знает и не понимает, что может поколебать его ложные представле­ния и убеждения. Осуществляется, как правило, в форме диалога.

Суггестивная психотерапия представляет собой осуществление эмоцио­нального влияния на психику военнослужащего, т. е. внушение ему определенных мыслей.

Воздействие на человека осуществляется двумя способами: внушением в состоянии сна (гипноз) и внушением в состоянии бодрствования. В армейских условиях наиболее доступен второй способ, который может применяться в лю­бых условиях обстановки.

Внушение есть ни что иное, как целенаправленное психическое воздейст­вие, пассивно воспринимаемое человеком без критической оценки.

Наибольшее распространение получили такие формы внушения, как са­мовнушение (саморегуляция) и аутогенная тренировка.

Наркопсихотерапия, являясь разновидностью психотерапии, представляет собой сочетание словесного внушения на фоне неполного наркоза, вызванного применением медицинских препаратов. Наиболее вероятно ее применение ле­чебных учреждениях.

Применение перечисленных выше методов психологического воздейст­вия на военнослужащих, подвергшихся психогенным травмам, обязывает ко­мандиров и других должностных лиц обладать высоким тактом, широким кру­гозором, педагогическими способностями, умением не только разъяснять, но и парировать возражения, быстро улавливать ошибки в суждениях и использо­вать их для восстановления психического равновесия подчиненных.

Трудотерапия также относится к методам психологической реабилита­ции, так как привлечение воинов с травмированной психикой к выполнению несложных работ и заданий, кроме развития физической активности, ведет к формированию устойчивого положительного фона настроения, позитивной ус­тановки к труду и служебной деятельности, способствует ускорению адаптации военнослужащего в воинском коллективе.

Эстетотерапия - лечение прекрасным, красивым. Включает в себя биб­лиотерапию, музыкотерапию, натуртерапию и т.п.

Физическая среда, окружающая человека (цвет; звуки; запахи; темпера­турные, погодные, географические факторы), оказывают мощное воздействие на человека, меняя его психическое состояние, настроение, самочувствие и жизненный тонус.

Средствами общего воздействия на психику военнослужащих являются цветоэстетическое воздействие, функциональная музыка, просмотр кино и ви­деофильмов, чтение литературы. В этом случае воин включается в процесс кор­рекции функционального состояния как зритель, воспринимающий форму, цвет, элементы окружающей действительности и живой природы.

Основная цель этого воздействия состоит в отвлечении военнослужащего от остро переживаемых ситуаций для достижения успокоительного эффекта, снятия нервно-эмоционального напряжения, нормализации деятельности нерв­ной и сердечно-сосудистой системы.

Библиотерапия оказывает лечебное воздействие на психику человека при помощи чтения книг. Использование специально отобранного для чтения мате­риала как терапевтического средства в психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Поскольку библиотерапия исполь­зует обычно художественные произведения, она относится к методам эстетотерапии.

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод непосредственного воздействия на чувства, эмоции, настроения; бессловесного внушения опреде­ленного настроения, поднимающего человека над своими переживаниями, по­могающего преодолевать болезненные расстройства с использованием в лечеб­ных целях музыки.

Более выраженным воздействием на человека обладает классическая му­зыка, особенно, если стоит задача достижения успокаивающего эффекта.

При подборе фонограмм следует учитывать, что действенность музыки достигается только при условии участия сознания в процессе восприятия. Если музыка не вызывает эмоциональной реакции, то её влияние ничтожно.

Натурпсихотерапия (ландшафтотерапия) - использование лечебного влияния природы; применяется как фон для психотерапии, которая невозможна без информации, переданной речью. Эстетическое воздействие природы на человека возвышает, гармонизирует его личность, способствует восстановлению нарушенных отношений и установок личности, лежащих в основе многих психологических расстройств.

Наиболее благоприятным, спокойным для глаз принято считать цвета средневолнового спектра - зеленоватых тонов (листва, трава, луга, поля, цветы и т.п.). Предпочтительное эмоциональное расположение цветов: голубой, зеленый, красный. Мрачное, угнетающее влияние оказывают серый, черный, коричневые тона. Нейтральными воспринимаются белый и бежевый.

Психологически благоприятны не сами цвета, а их сочетания. Однотонно окрашенные поверхности при длительном воздействии обладают в разной сте­пени угнетающим действием на психику. Недаром бытует выражение «зеленая тоска».

Цвет в сочетании с музыкой усиливает воздействие на психику. Известно, что голубой и зеленый цвета вместе с медленной мелодичной музыкой успо­каивают человека. А красный цвет в сочетании с бодрой маршевой музыкой, наоборот, бодрит, настраивает на рабочий ритм.

Для снижения нервно-эмоциональной напряженности может использоваться просмотр видео и кинофильмов, фотослайдов, который обладает выра­женным отвлекающим и регулирующим воздействием. В целях психологиче­ской разгрузки наиболее приемлемы комедийные и развлекательные програм­мы. Успокаивающим действием обладают видовые фильмы.

Для обеспечения действенности эстетотерапии важно с учетом вкусов и состояний военнослужащих подбирать произведения художественной литературы, книги по искусству, репродукции, радио, теле и кинопрограммы.

Психологическая реабилитация предполагает выполнение и ряда гигиенических мероприятий.

Во-первых, необходимо обеспечивать соблюдение четкого режима дня (ночной сон не менее 8 часов; утренняя гимнастика; водные тонизирующие процедуры; систематическое чередование труда и активного отдыха; спортивные игры, не требующие сложной координации движений и напряженного внимания).

Во-вторых, разумно организовывать жизнедеятельности военнослужащих, подвергшихся психотравмирующему воздействию (устранение профес­сиональных вредностей; смена рода деятельности; перевод на облегченную деятельность или улучшение условий выполнения обязанностей по службе; регламентация служебного времени; освобождение от ночных нарядов; ограни­чение чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок и т.п.)

В-третьих, полноценное и разнообразное питание (с преобладанием бел­ков животного происхождения и большого количества витаминов).

Основными принципами психологической реабилитации являются:

Максимальная приближенность к войсковому звену.

Безотлагательность, возможно раннее начало реабилитационных мероприятий, сразу после выявления психических расстройств.

Единство психосоциальных и физиологических методов воздействия, (единство реабилитации и лечения).

Ступенчатость, последовательность и преемственность реабилитационных мероприятий. Всякого рода воздействия, в т.ч. и психосоциальные, осуществляются в определенных дозах, с постепенным (ступенчатым) перехо­дом от одного воздействия, (усилия, мероприятия), к другому, от одной формы организации помощи к другой.

Разносторонность (разноплановость) усилий. Реабилитационные мероприятия осуществляются в нескольких сферах. Реабилитация понимается как сложный процесс, объединяющий усилия командиров, медицинских работников, психологов и самого военнослужащего, направленных на различные сферы жизнедеятельности последнего.

Партнерство, сотрудничество. Построение реабилитационного воздействия должно быть таковым, чтобы вовлечь военнослужащего, получившего психическую травму, в восстановительный процесс. Во всех реабилитационных методах воздействия стержневым содержанием является апелляция к личности военнослужащего.

Индивидуализация реабилитационных мер. Восстановление психического равновесия отдельного военнослужащего осуществляется с учетом осо­бенностей личности, механизмов и динамики состояний.

Соответствие реабилитационных мероприятий адаптационным возможностям человека.

Участие в реабилитационном воздействии командиров, медицинских ра­ботников, психологов, офицеров органов воспитательной работы, сослуживцев.

Систематический контроль и своевременная коррекция реабилитационной программы.

Таким образом психологическая реабилитация, являясь важным состав­ным элементом деятельности войск, обеспечивает поддержание необхо­димого состояния боеспособности военнослужащих, способствует предупреж­дению инвалидности, позволяет восстанавливать психическое равновесие лю­дей, создает условия для адаптации воинов, получивших психические травмы.

Представляя собой систему медико-психологических, педагогических, социальных и организационно-управленческих мероприятий по восстановлению психического равновесия военнослужащих, психологическая реабилита­ция предусматривает возможность применения ряда доступных способов воз­действия на личный состав непосредственно в части, без эвакуации некоторой части травмированных в лечебные учреждения.

Вот почему, для командира важно иметь представления о сущности и содержании практических приемов психологической реабилитации, о методике ее организации в условиях войск.

Успешное решение задач психологической реабилитации будет определяться и умением командира целесообразно направлять деятельность штабов, командиров подразделений, органов военно-политической работы, военных психоло­гов, медицинских работников, военных юристов, воинских коллективов, актива и общественных структур части; опираться на эти силы, обеспечивать их тесное взаимодействие, использовать их возможности для поддержания высокой бое­вой готовности, дисциплины и боевой сплоченности, сохранения психического здоровья подчиненного личного состава.


Пристатейный список:
1.	Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: «Наука», 1983. 
2.	Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. М.: Воениздат, 1972.  
3.	Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с. 
4.	Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий лично¬го состава частей Сухопутных войск в локальных конфликтах. М.: ВУ, 1998.  
5.	Большова Т.Е. Военнослужащие // Российская энциклопедия соци¬альной работы. М., 1997.  
6.	Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник. М:1998, 270 с.


Библиографическая ссылка

Гусев И.Н., Фонов А.И. РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 4;
URL: vpd.esrae.ru/ru/44-198 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 44 | За неделю: 44 | Всего: 44


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода