Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Система реабилитации в Вооруженных силах Российской Федерации базируется на двух основных подходах.
В первом случае, реабилитация понимается как восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих. «Под целевым психологическим ресурсом понимается совокупность наличных психологических возможностей военнослужащего в доступных для использования обстоятельствах социальной и эргономической среды, обусловливающих его способность решать боевые задачи определенного типа (класса, уровня)».
Во втором случае, как восстановление социального, психического статуса и повышение адаптивных возможностей в мирной жизни.
Анализ хода и исхода вооруженных конфликтов последнего времени убедительно подтверждает психологическую закономерность: победоносные войны имеют в своей основе идеи, понятные и близкие сердцу бойца и всего народа.
Таким образом, в условиях войны действует своеобразный социально-психологический закон, отражающий взаимосвязь между состоянием психологии общества и его армии. Он гласит, что основной источник морально-психологического состояния воюющей армии находится не внутри ее, а в обществе, интересы которого она защищает.
Сказанное реализует действие еще одной закономерности войны: «от того какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании и какое место в нем отведено армии, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям» [1]. Ясно, что при отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений и попыток возложить вину за возникновение, течение и результаты военного конфликта на армию, возможности возбуждения у личного состава таких мотивов, как патриотизм, конституционный долг, национальные интересы, ненависть к врагу, становятся весьма проблематичными, а порой и невозможными. Такое положение имело место в американских военных контингентах воевавших в Корее (1950-1953 гг.), во Вьетнаме (1964-1975 гг.), во французских войсках, действовавших в Алжире (1958-1959 гг.), в английских частях участвовавших в боевых действиях за Фолклендские острова (1982 г.), среди немецких военнослужащих, направляемых для решения боевых задач в зону Персидского залива (1991 г.). В аналогичной ситуации находились наши войска в Афганистане в последний период ведения ими боевых действий (с середины 80-x г.) и в Чечне (1994-1996 г.) [2].
В локальных военных конфликтах, в отличие от войн, возникает феномен различной психологической вовлеченности социальных групп, слоев и отдельных граждан в военные события, которые различным образом оценивают целесообразность и методы ведения боевых действий. Все это требует специальной работы по нейтрализации дезорганизующего влияния этой разобщенности на воинов.
В армии большое внимание уделяется созданию в воинских подразделениях «системы товарищеской поддержки», когда члены экипажей (расчетов, групп) наблюдают за появлением у сослуживцев симптомов нервного напряжения и оказывают друг другу неотложную психологическую помощь. Считается, что уверенность в сослуживцах, в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным условием решительных и самоотверженных боевых действий каждого солдата.
Личностные свойства и стиль боевой деятельности военнослужащих во многом определяются его принадлежностью к конкретному виду вооруженных сил и роду войск, характером взаимодействия между представителями различных профессиональных групп.
Боевые факторы - широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, объем и соотношение потерь сторон и др.
Эффективность боевых действий войск в значительной степени определяется выбором правильно стратегии и тактики действий. Стратегии бывают «затратные» и «психологические».
Нередко «слабая сторона» в боевом противоборстве преследует прежде всего психологические цели, ведущие к ослаблению противостоящих сил. Преимущества ее в том, что она ставит войска противника в непривычные для них условия, принуждает к выполнению несвойственных им функций, применению неосвоенных способов боевых действий.
Противники наших войск в Афганистане и Чечне, а так же на СВО часто использовали тактику действий боевых и диверсионных групп, отличающуюся выраженной деятельностной и психологической спецификой.
Среди способов действий противника преобладали засады, налеты, диверсии, поиск, рейд, то есть методы, характерные для войск специального назначения. По оценкам специалистов, такие способы вооруженной борьбы в локальном военном конфликте имеют целый ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными. Достаточно сказать хотя бы о том, что эффективность поражения огнем стрелкового оружия в налетах и засадах повышается в 4-7 раз, гранатометов и огнеметов - в 16-30 раз, мин и минно-взрывных заграждений - в 60-75 раз [3]. Борьба с диверсионными подразделениями требует значительно больше сил и средств, чем ведение боевых действий с равными по численности общевойсковыми подразделениями. Это объясняется тем, что действия таких групп не связаны с удержанием каких-либо объектов, рубежей, районов.
Способы боевых действий «сильной» стороны в локальном военном конфликте часто определяются целью - захватить и удерживать территорию, важные в военном отношении объекты. Например, в Афганистане зона ответственности нашей дивизии составляла до 200 ООО кв. км, полка — 70 000-100 000 кв. км [11]. Сил и средств, необходимых для контроля над такой территорией, явно не хватало.
Участники боевых событий в Афганистане, Чечне и других «горячих» точках отмечают, что в 49% случаев при выполнении конкретных задач приходилось действовать не в составе штатных подразделений, а в составе специально создаваемых боевых, штурмовых и иных групп [4].
Изучение боевого опыта войск показывает, что неуверенность в собственных силах закономерно нарастает у военнослужащих также и в связи с тем, что имеющиеся в их распоряжении оружие, боевая техника и специальные средства часто оказываются малоэффективными в условиях локального военного конфликта. Многолетняя подготовка основных военных держав к решительному сражению с сопоставимым по силе противником привела к существенному отклонению параметров оружия от тех значений, которые позволяют ээффективно применять его в локальных конфликтах.
Немецкий исследователь Е. Динтер выявил своеобразную закономерность, гласящую, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15-25 суток, к истечению которых военнослужащий достигает пика морально- психологических возможностей [3]. После 30-40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником, по данным исследователя, наступает их быстрый спад, связанный с истощением духовных и физических сил. Исходя из этого, Е. Динтер считает, что пребывание воинов на передовой не должно превышать более 40 суток [3].
Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98% военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства [5]. Признавая такую временную траекторию динамики психологических возможностей людей закономерной, военные руководители многих армий мира регулируют время пребывания военнослужащих непосредственно в зоне боевых действий.
Неблагоприятное влияние на боевую деятельность личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования основной деятельности, сна, отдыха, приема пищи, и т.д.), частая смена климатических условий, плохие погодные условия и др.
Говоря о психологических факторах боевого поведения, необходимо подчеркнуть, что воин не слепое орудие в руках внешних обстоятельств боя и природных инстинктов. Его поведение в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей. Немаловажное значение в регуляции боевой активности военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т.д.). Без понимания этого невозможно объяснить откуда берутся самопожертвование, оправданный риск, взаимовыручка в тех ситуациях, где казалось бы должен превалировать инстинкт самосохранения.
Военные руководители всех уровней, психологи должны предвидеть специфику влияния факторов боя на поведение воинов и стремиться придать им положительный мобилизующий, активизирующий характер. В связи с этим необходимо проведение психологической реабилитация военнослужащих. Поэтому рассмотрим её сущность, задачи, структура и организация
Понятие реабилитация (восстановление) многими рассматривается как систематичная профилактика, понимая, одновременно, под первичной профилактикой - предупреждение заболеваний, а под вторичной - лечение болезни.
Рассматривая сущность данного понятия, и говоря о процессе реабилитации военнослужащих, получивших психические травмы, правомерно, на мой взгляд, различать следующие разновидности реабилитации:
Медицинская реабилитация. В тех случаях, когда военнослужащие получают достаточно серьезные травмы, то к ним применяются мероприятия медицинской реабилитации. Оказание первой медицинской помощи в боевой обстановке есть ни что иное как начало медицинской реабилитации. Даже кратковременное улучшение состояния военнослужащих облегчает контакт с ними, повышает их веру в улучшение состояния и выздоровление.
Значимость медицинских мер в восстановлении психического равновесия заключается не только в применении психотропных средств, оказывающих нормализующее влияние на эмоциональную сферу человека, создающих условия для быстрого и конструктивного воздействия на психологические состояния.
Существенную роль в профилактике психических расстройств у военнослужащих играют такие элементы медицинской реабилитации, как полноценное и рациональное питание, забота о состоянии здоровья личного состава, соблюдение элементарных гигиенических норм и т.п.
При оказании квалифицированной медицинской помощи военнослужащим с травмированной психикой в лечебных учреждениях применяются медикаментозная терапия, физиотерапия, бальнеотерапия, массаж и т.п.
В целом же, медицинское воздействие на людей, подвергшихся психогенному воздействию, «открывает двери» для психотерапии. Специалисты утверждают, что у 80-85 % людей восстановление трудоспособности достигается, по существу, при завершении программы медицинской реабилитации [6].
Социальная реабилитация. Человек - существо социальное. Особую значимость для него имеют события общественной жизни и ближайшее окружение социальный фактор. Поэтому социальная реабилитация является одной из важнейших в системе общей реабилитации.
Для военнослужащего, получившего психическую травму, важно ощутить со стороны окружающих его людей внимание, сочувствие, получить необходимую помощь. Улучшает настроение и положительно сказывается на состоянии травмированного отвлечение внимания военнослужащего от сосредоточения на болезненных ощущениях и представлениях.
Психологическая реабилитация - это система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса людей, получивших психическую травму. Она также является неотъемлемой составной частью общей реабилитации.
Психологическая реабилитация является важнейшим элементом восстановления психического равновесия. Сущность её заключается в осуществлении различных воздействий через психику на военнослужащего с учетом терапии, профилактики, гигиены и педагогики.
С помощью психологических воздействий становится возможным снизить уровень нервно-психической напряженности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и, тем самым, оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в других органах и системах организма.
Этим отличается психологическое воздействие от других средств реабилитации. Основными целями психологической реабилитации являются:
восстановление боевой и трудовой способности;
предупреждение инвалидности;
социальная адаптация людей.
Уяснение целей психологической реабилитации позволяет определить ее задачи, содержание, структуру, привлекаемые силы и средства, а также обязанности органов управления и должностных лиц по организации, осуществлению и управлению процессом восстановления психического равновесия военнослужащих в условиях экстремальной обстановки боя.
К числу основных задач реабилитации относятся:
Установление характера и степени важности нервно-психологических расстройств, определение индивидуально-личностных особенностей реагирования военнослужащим на полученную психическую травму и выработка реабилитационных мероприятий;
Снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности и страха посредством применения комплексных воздействий (психотерапевтических, медицинских, биологических, социотерапевтических и педагогических (воспитательных);
Регуляция нарушенных функций организма, коррекция психофизиологического состояния методами психофармакологических, психотерапевтических и физических воздействий;
Формирование оптимальной психологической реакции на последствия психической травмы, мобилизация личности на преодоление возникших состояний, воспитание у военнослужащих необходимых волевых качеств;
Формирование у личного состава четких представлений о факторах риска и осознанного отношения к мероприятиям по их устранению;
Оптимальное разрешение психотравмирующей ситуации, восстановление социального статуса, адаптация человека к условиям внешней среды посредством стимулирования социальной активности военнослужащего, а также различными организационно-педагогическими методами;
Оценка физической, сенсорной и умственной работоспособности; проведение профессионально-психологической реабилитации, а при утрате профессиональной пригодности - профессиональной переориентации; ориентирование на продолжение активной служебной деятельности и выполнение обязанностей военной службы;
Изучение динамики изменений психических состояний в процессе реабилитации; диагностика функционального состояния физиологических систем организма; оценка эффективности и коррекция (в случае необходимости) реабилитационных мероприятий.
Анализ задач психологической реабилитации позволяет определить наиболее важные компоненты и средства, входящие в систему социально- психологической реабилитации. Таковыми могут быть: психологические, медико-биологические и организационно-педагогические.
Эффективное реабилитационное воздействие на военнослужащего позволяет осуществлять психотерапия (т. е. лечебное воздействие на человека психическими факторами).
В широком смысле слова психотерапия - это: благоприятная обстановка, хорошо организованный режим, правильно использованный досуг, а также чуткий подход к травмированному военнослужащему.
В узком смысле под психотерапией понимается планомерное психическое воздействие на человека, получившего психическую травму, словом или речью. Обычно используется в целях положительного влияния на болезненные проявления и для изменения неправильных установок травмированного военнослужащего. Различают: косвенную и прямую психотерапию.
Общая (косвенная) психотерапия представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание обстановки, благоприятно воздействующей на человека, получившего психическую травму. К ним относятся: рациональная организация его служебной деятельности, случае необходимости и смена рода занятий; создание в подразделении (части) здорового социально-психологического климата; отвлечение от неприятных психотравмирующих переживаний; применение активирующего режима реабилитации и некоторые другие.
Рассмотрим только один из элементов - применение активирующего режима реабилитации. Он включает:
минимальную изоляцию военнослужащего от коллектива, сохранение естественных социальных связей внутри них;
применение для каждого получившего психическую травму системы максимальной свободы и нестеснения;
создание атмосферы, поощряющей социальную активность; развивающей отношения, свойственные воинскому коллективу;
обеспечение полезной занятости военнослужащих, выведенных из психического равновесия;
целенаправленную организацию воспитательной и культурно- досуговой работы и т.п.
К числу наиболее доступных для применения в войсковой практике методов психологического воздействия на организм военнослужащего, его психику, относятся:
Рациональная психотерапия, как основной метод психотерапии, основывается на разубеждении, убеждении, обращении к разуму травмированного человека, предъявлении ему различных убедительных фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей ситуации.
Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с военнослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказывается возможность успешного лечения. На соответствующих примерах поддерживается бодрость духа, укрепляется воля к восстановлению нормального состояния. Суть проводимых бесед - апелляция к разуму, сознанию, воле человека.
Рациональная психотерапия адресуется к логическому мышлению. В качестве воздействующих факторов используются авторитет командира (врача, психолога, опытного сослуживца), убеждение и переубеждение, разъяснение ситуации, одобрение военнослужащего, отвлечение его от проблем и т.п. Она направляется на создание активной позиции травмированного военнослужащего в преодолении болезненных проявлений, а также на коррекцию неадекватных эмоциональных реакций и нарушенной системы отношений.
Следовательно, рациональная психотерапия - это логическое, аргументированное разъяснение путем объяснения, сообщения военнослужащему того, что он не знает и не понимает, что может поколебать его ложные представления и убеждения. Осуществляется, как правило, в форме диалога.
Суггестивная психотерапия представляет собой осуществление эмоционального влияния на психику военнослужащего, т. е. внушение ему определенных мыслей.
Воздействие на человека осуществляется двумя способами: внушением в состоянии сна (гипноз) и внушением в состоянии бодрствования. В армейских условиях наиболее доступен второй способ, который может применяться в любых условиях обстановки.
Внушение есть ни что иное, как целенаправленное психическое воздействие, пассивно воспринимаемое человеком без критической оценки.
Наибольшее распространение получили такие формы внушения, как самовнушение (саморегуляция) и аутогенная тренировка.
Наркопсихотерапия, являясь разновидностью психотерапии, представляет собой сочетание словесного внушения на фоне неполного наркоза, вызванного применением медицинских препаратов. Наиболее вероятно ее применение лечебных учреждениях.
Применение перечисленных выше методов психологического воздействия на военнослужащих, подвергшихся психогенным травмам, обязывает командиров и других должностных лиц обладать высоким тактом, широким кругозором, педагогическими способностями, умением не только разъяснять, но и парировать возражения, быстро улавливать ошибки в суждениях и использовать их для восстановления психического равновесия подчиненных.
Трудотерапия также относится к методам психологической реабилитации, так как привлечение воинов с травмированной психикой к выполнению несложных работ и заданий, кроме развития физической активности, ведет к формированию устойчивого положительного фона настроения, позитивной установки к труду и служебной деятельности, способствует ускорению адаптации военнослужащего в воинском коллективе.
Эстетотерапия - лечение прекрасным, красивым. Включает в себя библиотерапию, музыкотерапию, натуртерапию и т.п.
Физическая среда, окружающая человека (цвет; звуки; запахи; температурные, погодные, географические факторы), оказывают мощное воздействие на человека, меняя его психическое состояние, настроение, самочувствие и жизненный тонус.
Средствами общего воздействия на психику военнослужащих являются цветоэстетическое воздействие, функциональная музыка, просмотр кино и видеофильмов, чтение литературы. В этом случае воин включается в процесс коррекции функционального состояния как зритель, воспринимающий форму, цвет, элементы окружающей действительности и живой природы.
Основная цель этого воздействия состоит в отвлечении военнослужащего от остро переживаемых ситуаций для достижения успокоительного эффекта, снятия нервно-эмоционального напряжения, нормализации деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы.
Библиотерапия оказывает лечебное воздействие на психику человека при помощи чтения книг. Использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Поскольку библиотерапия использует обычно художественные произведения, она относится к методам эстетотерапии.
Музыкотерапия - это психотерапевтический метод непосредственного воздействия на чувства, эмоции, настроения; бессловесного внушения определенного настроения, поднимающего человека над своими переживаниями, помогающего преодолевать болезненные расстройства с использованием в лечебных целях музыки.
Более выраженным воздействием на человека обладает классическая музыка, особенно, если стоит задача достижения успокаивающего эффекта.
При подборе фонограмм следует учитывать, что действенность музыки достигается только при условии участия сознания в процессе восприятия. Если музыка не вызывает эмоциональной реакции, то её влияние ничтожно.
Натурпсихотерапия (ландшафтотерапия) - использование лечебного влияния природы; применяется как фон для психотерапии, которая невозможна без информации, переданной речью. Эстетическое воздействие природы на человека возвышает, гармонизирует его личность, способствует восстановлению нарушенных отношений и установок личности, лежащих в основе многих психологических расстройств.
Наиболее благоприятным, спокойным для глаз принято считать цвета средневолнового спектра - зеленоватых тонов (листва, трава, луга, поля, цветы и т.п.). Предпочтительное эмоциональное расположение цветов: голубой, зеленый, красный. Мрачное, угнетающее влияние оказывают серый, черный, коричневые тона. Нейтральными воспринимаются белый и бежевый.
Психологически благоприятны не сами цвета, а их сочетания. Однотонно окрашенные поверхности при длительном воздействии обладают в разной степени угнетающим действием на психику. Недаром бытует выражение «зеленая тоска».
Цвет в сочетании с музыкой усиливает воздействие на психику. Известно, что голубой и зеленый цвета вместе с медленной мелодичной музыкой успокаивают человека. А красный цвет в сочетании с бодрой маршевой музыкой, наоборот, бодрит, настраивает на рабочий ритм.
Для снижения нервно-эмоциональной напряженности может использоваться просмотр видео и кинофильмов, фотослайдов, который обладает выраженным отвлекающим и регулирующим воздействием. В целях психологической разгрузки наиболее приемлемы комедийные и развлекательные программы. Успокаивающим действием обладают видовые фильмы.
Для обеспечения действенности эстетотерапии важно с учетом вкусов и состояний военнослужащих подбирать произведения художественной литературы, книги по искусству, репродукции, радио, теле и кинопрограммы.
Психологическая реабилитация предполагает выполнение и ряда гигиенических мероприятий.
Во-первых, необходимо обеспечивать соблюдение четкого режима дня (ночной сон не менее 8 часов; утренняя гимнастика; водные тонизирующие процедуры; систематическое чередование труда и активного отдыха; спортивные игры, не требующие сложной координации движений и напряженного внимания).
Во-вторых, разумно организовывать жизнедеятельности военнослужащих, подвергшихся психотравмирующему воздействию (устранение профессиональных вредностей; смена рода деятельности; перевод на облегченную деятельность или улучшение условий выполнения обязанностей по службе; регламентация служебного времени; освобождение от ночных нарядов; ограничение чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок и т.п.)
В-третьих, полноценное и разнообразное питание (с преобладанием белков животного происхождения и большого количества витаминов).
Основными принципами психологической реабилитации являются:
Максимальная приближенность к войсковому звену.
Безотлагательность, возможно раннее начало реабилитационных мероприятий, сразу после выявления психических расстройств.
Единство психосоциальных и физиологических методов воздействия, (единство реабилитации и лечения).
Ступенчатость, последовательность и преемственность реабилитационных мероприятий. Всякого рода воздействия, в т.ч. и психосоциальные, осуществляются в определенных дозах, с постепенным (ступенчатым) переходом от одного воздействия, (усилия, мероприятия), к другому, от одной формы организации помощи к другой.
Разносторонность (разноплановость) усилий. Реабилитационные мероприятия осуществляются в нескольких сферах. Реабилитация понимается как сложный процесс, объединяющий усилия командиров, медицинских работников, психологов и самого военнослужащего, направленных на различные сферы жизнедеятельности последнего.
Партнерство, сотрудничество. Построение реабилитационного воздействия должно быть таковым, чтобы вовлечь военнослужащего, получившего психическую травму, в восстановительный процесс. Во всех реабилитационных методах воздействия стержневым содержанием является апелляция к личности военнослужащего.
Индивидуализация реабилитационных мер. Восстановление психического равновесия отдельного военнослужащего осуществляется с учетом особенностей личности, механизмов и динамики состояний.
Соответствие реабилитационных мероприятий адаптационным возможностям человека.
Участие в реабилитационном воздействии командиров, медицинских работников, психологов, офицеров органов воспитательной работы, сослуживцев.
Систематический контроль и своевременная коррекция реабилитационной программы.
Таким образом психологическая реабилитация, являясь важным составным элементом деятельности войск, обеспечивает поддержание необходимого состояния боеспособности военнослужащих, способствует предупреждению инвалидности, позволяет восстанавливать психическое равновесие людей, создает условия для адаптации воинов, получивших психические травмы.
Представляя собой систему медико-психологических, педагогических, социальных и организационно-управленческих мероприятий по восстановлению психического равновесия военнослужащих, психологическая реабилитация предусматривает возможность применения ряда доступных способов воздействия на личный состав непосредственно в части, без эвакуации некоторой части травмированных в лечебные учреждения.
Вот почему, для командира важно иметь представления о сущности и содержании практических приемов психологической реабилитации, о методике ее организации в условиях войск.
Успешное решение задач психологической реабилитации будет определяться и умением командира целесообразно направлять деятельность штабов, командиров подразделений, органов военно-политической работы, военных психологов, медицинских работников, военных юристов, воинских коллективов, актива и общественных структур части; опираться на эти силы, обеспечивать их тесное взаимодействие, использовать их возможности для поддержания высокой боевой готовности, дисциплины и боевой сплоченности, сохранения психического здоровья подчиненного личного состава.
Пристатейный список:
1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: «Наука», 1983.
2. Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. М.: Воениздат, 1972.
3. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с.
4. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий лично¬го состава частей Сухопутных войск в локальных конфликтах. М.: ВУ, 1998.
5. Большова Т.Е. Военнослужащие // Российская энциклопедия соци¬альной работы. М., 1997.
6. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник. М:1998, 270 с.
Библиографическая ссылка
Гусев И.Н., Фонов А.И. РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 4;
URL: vpd.esrae.ru/ru/44-198 (дата обращения:
25.06.2025).