Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
В современном обществе проблема недостаточной мотивации на осуществление военно-профессиональной деятельности остается крайне актуальной. Это связано с тем, что для Вооруженных сил Российской Федерации крайне важен подготовленный личный состав, патриотически настроенный и дисциплинированный, достаточно мотивированный на выполнение своих служебных обязанностей.
На протяжении длительного времени многие исследователи занимаются изучением мотивации, ее характеристик и факторов, побуждающих человека к достижению целей и удовлетворению потребностей. Большинством научных исследований служебная мотивация, в частности, рассматривается как мотивация высшего уровня, поскольку она представляет собой систему мотивов, отражающих потребности, которые могут быть удовлетворены через должностные обязанности [3].
Наряду с этим, существует множество теорий, раскрывающих содержание мотивации на основе анализа человеческих потребностей. Это связано с тем, что мотивация напрямую коррелирует с личными потребностями индивидов. Эти теории позволяют классифицировать потребности человека и анализировать их структуру, а также выявлять взаимосвязь между потребностями и мотивацией.
С точки зрения психологической теории, служебная мотивация, включающая в себя стимулы, цели, мотивы и потребности, является побуждением к активной деятельности. Она определяется характером организационного поведения, что, в свою очередь, существенно влияет на эффективность и результативность повседневной деятельности. Рассматривая мотивацию курсантов военного вуза, можно утверждать, что одним из ключевых условий их успешной учебной деятельности является сформированность устойчивой положительной мотивации к обучению и дальнейшему прохождению военной службы [5].
В настоящее время изучение служебной мотивации военнослужащих (в том числе курсантов) позволяет утверждать, что она зачастую оказывается недостаточной. Существует ряд обоснованных причин, приводящих к практически полному или частичному ее отсутствию [2].
В этой связи, проблема низкой мотивации среди военнослужащих обусловлена комплексом факторов, которые можно разделить на две основные группы [4].
Первая группа факторов связана с внутренними ресурсами мотивации. Она затрагивает не только профессиональную сферу, но и общие тенденции воспитания молодого поколения. Курсанты, вступая в ряды Вооруженных сил РФ, часто демонстрируют низкий уровень нравственно-психологического развития, с неоформленными общественными ценностями, интересами, духовными ориентирами и культурными навыками. Данная ситуация свидетельствует о социальной деградации молодых военнослужащих, проявляющейся в неопределённости жизненных перспектив и мировоззренческой растерянности: возможности карьерного роста, признании заслуг и стремлении к материальному вознаграждению.
Вторая группа факторов как система побудительных механизмов, направленных на овладение военной профессией и последующую самореализацию в ней, воздействует на формирование служебной мотивации военнослужащих с установками на достижения в карьере.
В структуре профессиональной мотивации выделяются основные компоненты, определяющие ее развитие. К ним относятся мотивы учебной и профессиональной деятельности, интересы, способности, склонности и другие личностные качества.
Наряду с этим, в трактовках современных исследователей предпринимаются попытки классифицировать военнослужащих (в том числе курсантов) по типам мотивации.
Так Р. В. Ткачев выделяет следующие четыре типа мотивации военнослужащих [6]:
материальный тип, ориентированный на достижение материального благополучия (уровень довольствия, жилье);
карьерный тип, направленный на профессиональный рост, овладение навыками и реализацию потенциала;
патриотический тип, основанный на соблюдении военных традиций, укреплении армейского духа;
уклоняющийся тип, стремящийся минимизировать нагрузки и ограничить профессиональную деятельность.
Профессиональная мотивация курсантов военных вузов формируется в результате осознания и принятия ими социальных условий военной службы, а также преобразования их в активные стимулы, определяющие поведение и мышление. Ключевым мотиватором в этой связи является поиск таких стимулов, которые соответствуют приоритетным ценностям и установкам личности военнослужащего.
В этой связи Л. Ф. Железняк обосновал идею о том, что система мотивов является стержнем военно-профессиональной направленности. Н. Ф. Феденко сделал вывод, что положительные мотивы деятельности военнослужащего являются не только целью воспитания, но и выступают предпосылкой его профессионального успеха. Так по результатам опроса, проведенного с офицерами-выпускниками Саратовского военного института войск национальной гвардии (ВНГ) Российской Федерации, военнослужащими воинских частей Саратовского соединения Приволжского округа ФС ВНГ РФ, Грозненского соединения Северо-Кавказского округа ФС ВНГ РФ и отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского ВНГ РФ, выявлено, что 21,9 % офицеров-выпускников служат без желания, а у 38,9 % опрошенных возникли мысли уволиться или перейти в другие силовые ведомства. Вместе с тем установлено, что в процессе обучения у курсантов (будущих офицеров-выпускников) недостаточно сформированы профессионально важные качества, такие как: «ответственность за принятое решение» (51,2 %) и «самостоятельность принятия решения» (54,1 %) [5].
Таким образом, результаты проведенного опроса подтверждают значимость определения новых путей формирования мотивов военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Мотивация учебной деятельности курсантов определяется не только уровнем их морально-психологической готовности к овладению профессией офицера, преодолению возникающих трудностей, но сформированностью физической, общеобразовательной и психологической готовности.
Определяя зависимость мотивации от выбора профессии офицера конкретной специальности, следует констатировать, что данный тип мотивации связан с индивидуально-психологическими свойствами характера, темперамента, способностей, волевых качеств личности. При этом активные побудительные мотивы: интерес и стремление, проявление волевых усилий – определяют степень сознательности и организованности курсанта.
Развитие мотивации у курсантов военного вуза возможно посредством целевых ориентаций образовательной деятельности. Интерес к знаниям у молодого человека, поступившего в военный вуз, может быть вызван возможностью реального применения оружия, боевых машин в процессе боевой подготовки и др. Наиболее сложный вопрос педагогической практики заключается в том, каким образом формировать мотивацию курсантов к самообучению. На сегодняшний день в военных вузах существует различная система стимулов, направленная на развитие мотивации к самостоятельной учебной деятельности и самообразованию, среди которых можно выделить такие стимулы, как:
благодарность за хорошую успеваемость;
предоставление дополнительного времени на самостоятельное обучение в качестве поощрения творческой деятельности;
денежное стимулирование за отличную и хорошую учебу;
кружки и секции по интересам, в которых можно реализовать свои способности: снайперское дело, армейский рукопашный бой, бег, лыжи и др.;
досрочная сдача экзаменационной сессии и убытие в каникулярный отпуск и др.
И самое главное – возможность получить как поощрение воинское звание за образцовую службу и дисциплинированность.
Таким образом, мотивация деятельности курсантов военного вуза – это динамический процесс, управляющий поведением и определяющий направленность поступков, организованность, активность в учебной, внеучебной и служебной деятельности. Процесс развития мотивации может считаться эффективным тогда, когда как результат вырабатывается система мотивирующих факторов, ведущим среди которых становится проявление и развитие интереса к обучению в военной образовательной организации, обусловливающему активное участие в жизни вуза и способствующему удовлетворённости в выборе будущей профессии [5].
Пристатейный список:
1 Бобков О.Б., Виноградова Г.А. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза [Текст] / О.Б. Бобков, Г.А. Виноградова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. №2. С. 116-122.
2 Губин В.А. Взаимосвязь стиля руководства командира с мотивацией служебно-боевой деятельности военнослужащих в воинском подразделении // Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования / В.А. Губин, С.А. Петрук, С.С. Петрук // Сб. материалов IX международной научно-практической конференции молодых ученых. СПб, Изд-во: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. 2014. С. 258-262.
3 Ермолов Н.А., Карлова Е.Н. Мотивация к военной службе как предмет теоретических и эмпирических исследований в военной социологии [Текст] / Н.А. Ермолов, Е.Н. Карлова // Academy. 2018. №1(28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-voennoy-sluzhbe-kak-predmet-teoretcheskih-i-empiricheskih-issledovaniy-v-voennoy-sotsiologii (дата обращения: 05.02.2025).
4 Жура С.Ф. Психологические особенности трудовой мотивации в условиях военной службы / С.Ф. Жура // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2014. С. 117-120.
5 Побережнюк О.А. О формировании мотивации к обучению у курсантов военных вузов / О.А. Побережнюк [Текст] // Молодой ученый. 2019. №17 (255). С. 200-201. URL: https://moluch.ru/archive/255/58418/ (дата обращения: 15.03.2025).
6 Ткачев Р.В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2013. 26 с.
Библиографическая ссылка
Назмутдинов Р.А., Попова Ю.А. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 4;
URL: vpd.esrae.ru/ru/44-196 (дата обращения:
25.06.2025).