ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
ДРЕВНЕРУССКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Коваль В.А. 1

1. Военная академия

Значимым событием текущего года является 80-летие Великой Победы, достижение которой стало возможным благодаря не только военно-экономическому потенциалу, но и духовной силе советского народа, основу которой составляли традиционные ценности и, формируемые на их основе, личностные качества советского народа, обеспечившие его морально-политическое и психологическое превосходство как в тылу, так и на фронте [1].

Истоком традиционных ценностей и традиций воинского воспитания является древнерусское воспитание, преемственно сохраняемое на протяжении последующего времени в «коллективном бессознательном», национальном менталитете, стереотипе поведения и интегративно трансформированное в систему идеологического воспитания советского периода, позволившего одержать Великую Победу в 1945 году. Результативность традиционных ценностей и традиций воинского воспитания проявляется и на современном этапе в условиях специальной военной операции на Украине, где столкнулись геополитические вызовы и цивилизационные смыслы.

Традиционными ценностями древнерусского воспитания являлись: любовь к Родине, духовность и нравственность, взаимопомощь и коллективизм, мужество и жертвенность. Рассмотрим их формирование у истоков и преемственную связь проявления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

В Древней Руси воспитывалась любовь к Родине, значимость Родины для человека. Пословицы и поговорки, отражая опыт народного воспитания, гласили: «Своя земля и в горести мила», «Родная сторона – мать, чужая - мачеха», «Береги землю родимую, как мать любимую», «На чужбине и собака тоскует», «Человек без Родины - соловей без песни», «Своя земля и в горести мила», «В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит» [2], [3]. Воспитание любви к Родине включало преданность своей земле и князю. Так, в «Наставлении отца к сыну» подчеркивалось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди – и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, чадо, почитай и люби…» [цит. по 4, с. 87].

В годы Великой Отечественной войны любовь к Родине трансформировалась в советский патриотизм, олицетворением которого стали известные всему миру слова политрука Клочкова, обращенные к солдатам осенью 1941 года в период ожесточенных боев под Москвой: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Былины и летописи Древней Руси прославляли защитников своей земли, Отечества, а также жертвенность во имя Родины, готовность к подвигу, что рассматривалось высшей добродетелью. Так, например, в «Слове о полку Игореве» прославляются подвиги князя: «И прославим Игоря, который, напрягая разум, полный сил, мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил и повёл полки родного края, половецким землям угрожая» [5]. Плач Ярославны, отраженный в этом произведении, олицетворял скорбь Руси по погибшим воинам. Идеалом защитников Отечества являлся древнерусский богатырь-былинный герой Илья Муромец, сражавшийся за родную землю: «Идет он за землю Русскую, за вдов, за сирот, за бедных людей» [2]. Защитниками Отечества являлись древнерусские князья Дмитрий Донской, Александр Невский, формировавшие идеал мужества, жертвенности, готовности отдать жизнь за свой народ.

Воспевались защитники Отечества и в народном фольклоре: «За Родину, за честь – хоть голову снесть», Береги землю родимую, как мать любимую», «Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом». В своем «Поучении» Владимир Мономах подчеркивает: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны …  дело исполняйте мужское» [6].

В годы Великой Отечественной войны подвиги древнерусских князей Александра Невского, Дмитрия Донского вдохновляли советских воинов, а возглавляемые ими Куликовская битва и Ледовое побоище, как исторические победы, укрепляли моральный дух советских воинов в неминуемости наказания тех, кто приходит на Русь с мечом.

Истоками формирования коллективизма и взаимопомощи являлась древнерусская община, воспитывающая чувство ответственности за общее дело. В годы Великой Отечественной войны массовый героизм стал типичным явлением в тылу и на фронте, отражавшим готовность отдать свою жизнь ради Великой Победы. На фронте - это подвиги Николая Гастелло, Алексея Маресьева, защитников Брестской крепости, оставивших на стене посмертные слова, написанные кровью: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!».  В тылу тысячи советских тружеников, включая подростков, круглосуточно, своими руками изготовляли оружие Победы.

Традиционной ценностью древнерусского воспитания являлась духовность, нравственность. Православие формировала веру в справедливость как высшее благо, такие нравственные качества как честность, верность долгу, честь, милосердие, взаимопомощь. В упоминаемом «Наставлении отца к сыну» указывается: «…Конь познается на поле боя, другу же в беде добрый друг поможет. Верному другу цены нет, ничто на земле не может сравниться с дружбой его…» [цит. по 4, с. 87].

В годы Великой Отечественной войны вера в справедливость борьбы с нацизмом, отразилась в цели: защита не только своей страны, но и всего мира. Братство и взаимовыручка как личностные качества трансформировались в боевое братство, в советский принцип «Один за всех и все за одного».

Интегративным компонентом древнерусского воспитания являлись традиции воинского воспитания, истоками которого являлась дружинная культура, сформировавшаяся у восточных славян в IX-X вв., составляющими которой были:

воинская этика, включающая верность князю и отражающаяся посылом «высшая честь – умереть перед князем»; культ воинской доблести, проявляющийся в восхвалении подвигов на страницах летописей, былин;

обряды посвящения, представленные в ритуалах, вручении оружия;

веру и благословение, проявлением которых являлась обязательная молитва перед боем и получение благословения духовенства;

кодекс чести, определяющий предательство и трусость худшими пороками, а высшей доблестью – смерть в бою.

Наряду с воинской этикой, кодексом чести дружинная культура включала вооружение и тактику. Будущие воины Древней Руси с раннего возраста обучались владению мечом, луком, копьем и топором. Системно применялись тренировки, приближенные к условиям реального боя: кулачные бои, укрепляли коллективизм и физическую силу: охота развивала умение ориентироваться на местности, меткость, выносливость; военные игры отрабатывали тактику комбинированного боя и взаимодействие.

В годы Великой Отечественной войны:

 воинская этика проявлялась в верности присяге и верховному главнокомандующему;

деятельность политруков была аналогична духовной поддержке, благословению перед битвой;

культ воинской доблести трансформировался в популяризацию героев войны и их подвигов. Не случайно, подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру дота врага, повторили 445 бойцов; 8 советских асов повторили подвиг Алексея Маресьева.

Обряды посвящения в годы Великой Отечественной войны преемственно развивались в награждении именным оружием; ритуалах-посвящениях. Во всех воинских частях были ритуалы посвящения в боевую специальность. Например, центральным действием посвящения-инициации в снайперы было вручение винтовки, имевшей символическое значение. Начищенная до блеска винтовка, с колпачками на оптике, вручалась командиром с рукопожатием и пожеланием беречь ее как зеницу ока, затем номер винтовки записывался в военный билет солдата. Только после этого ритуала он мог называться снайпером. Завершающим этапом инициации была «стажировка» в полевых условиях, когда новобранец должен был ликвидировать обязательно офицера-врага. Вместе с ним на испытание отправлялся опытный снайпер-наставник, который и должен был подтвердить выполнение задания. После «стажировки» новобранец становился членом снайперского братства.

Тактические приемы древнерусских князей (хитрость, использование преимуществ местности, упорство) широко применялись в партизанском движении.

Таким образом, древнерусское воспитание, включавшее традиционные ценности (любовь к Родине, духовность, справедливость, жертвенность, нравственность), традиции воинского воспитания (воинская этика, кодекс чести, вооружение и тактика, обряды-посвящения) явились духовным ресурсом советского народа и советской армии, укрепивших их моральную стойкость и несгибаемый характер, способствовавший Великой Победе.


Пристатейный список:
1.	Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 URL: https://www.garant.ru   (дата обращения 04. 04. 2025)
2.	Былины. Ленинград, Лениздат, 1984. 398 с.
3.	Пропп, В. Я. Собрание трудов: русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999. 636 с.
4.	Василькова Ю. В. Страницы отечественного образования: из истории России, право-славия, литературы. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. 376 с.
5.	Слово о полку Игореве. URL: https://nukadeti.ru/skazki/slovo-o-polku-igoreve (дата обращения 05. 04. 2025)
6.	Поучение Владимира Мономаха. URL: //https://nukadeti.ru/skazki/pouchenie-vladimira-monomakha (дата обращения 04. 04. 2025)


Библиографическая ссылка

Коваль В.А. ДРЕВНЕРУССКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/43-194 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 45 | За неделю: 45 | Всего: 45


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода