Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Военно-профессиональная подготовка в России обусловлена потребностями государства, социально направлена и ориентирована на профессиональную подготовку военных специалистов для защиты интересов страны средствами вооруженной борьбы. Она реализуется через военно-педагогический процесс в военно-образовательных организациях, боевую подготовку в воинских частях и учебных центрах. Содержание военно-педагогического процесса включает военно-профессиональные, специальные и гуманитарные дисциплины. Они отражают теоретические и практические аспекты будущей военной деятельности для формирования профессионального потенциала, необходимого для успешного функционирования в военно-профессиональной среде.
Наряду со специальными дисциплинами обеспечивать передачу научных знаний и представлений военнослужащим, формировать у них духовные, моральные и нравственные ценностные ориентиры призваны гуманитарные науки. Гуманитарное знание является важной составляющей фундаментального военного образования, которое позволяет сформировать разносторонне развитого военного специалиста.
В педагогическом процессе военного учебного заведения при изучении гуманитарных дисциплин решаются задачи формирования общей культуры будущего офицера, его жизненной позиции, умения мыслить научными категориями, давать социально-политический анализ явлениям общественной жизни, что на сегодняшний день является актуальным для будущего офицера. При этом у военного специалиста формируются умения продуктивного мышления для реализации профессиональных обязанностей, анализа служебных задач, ситуаций или обстановки, определения целей и способов их достижения, а также перенос ранее усвоенных способов в учебную, служебную и боевую деятельность [5].
Военно-педагогический процесс в российских военных учебных организациях реализуется с российскими военнослужащими, а также с военными представителями ближнего и дальнего зарубежья. Для повышения эффективности военного образования значимость приобретает зарубежный опыт подготовки военных специалистов, например, Республики Мали.
В Мали военные учебные заведения долгое время претерпевали изменения и реформы. В настоящее время они соответствуют целям военного образования и требованиям к качеству подготовки специалистов от рядовых военнослужащих до старших офицеров Вооруженных сил.
Анализ литературы [1–4] позволил выявить, что современное военно-профессиональное образование в Мали реализуется через Военную академию, военную школу Interames (EMIA), военную школу администрации (EMA), Офицерскую прикладную школу (ЕАО), школу унтер-офицеров (ESO).
Следует отметить популярность военной службы в Мали. Любой малийский гражданин мужского или женского пола, достигший 18-летнего возраста, может поступить на военную службу. Для этого он должен соответствовать определенным квалификационным требованиям и сдать вступительные экзамены. После зачисления с кандидатами проводятся занятия в центре начальной подготовки рядовых военнослужащих. В стране их несколько. По мере продвижения по службе военнослужащие повышают свой профессионализм и получают звания постепенно, начиная с рядового и до старшего капрала первого класса. Затем военнослужащие имеют возможность поступить в действующую школу унтер-офицеров в Бананкоро посредством целевого назначения или конкурса.
Школа унтер-офицеров в Бананкоро (ESO) является военным образовательным учреждением, отвечающим за начальную подготовку унтер-офицеров Вооруженных сил Мали. Она расположена в Бананкоро в отдалении более 200 километров от государственной столицы. С момента своего основания и по сегодняшний день школа в Бананкоро подготовила тысячи унтер-офицеров. Военно-профессиональная подготовка реализуется через уровни. На первом уровне военнослужащие – контрактники обучаются руководить личным составом. Далее проводится подготовка в специальной школе, где военнослужащие осваивают технику и вооружение конкретного рода и вида деятельности (например, пехота, инженерия, артиллерия, связь, разведка, кавалерия и др.). После обучения военнослужащий получает патент на деятельность как конкретный специалист. На втором уровне для назначения на вышестоящую должность проводится подготовка унтер-офицеров и повышение их квалификации.
Чтобы стать унтер-офицером и получить звание сержанта гражданин Мали должен иметь степень бакалавра. Наряду с этим необходимо соответствовать определенным условиям: во-первых, иметь требуемый уровень физической подготовки, преодолеть психологические и технические тесты, пройти собеседования и медицинские осмотры. Далее последуют месяцы интенсивной подготовки по овладению командирскими навыками. Военнослужащий, окончивший школу унтер-офицеров в Бананкоро, зачисляется на действительную службу в звании сержанта или маршала полиции (MDL) в жандармерию. Впоследствии он может дослужиться до звания майора, высшего звания в корпусе унтер-офицеров малийской армии.
Перспективы карьерного роста в учреждении являются приоритетом для Министерства вооруженных сил в целях удержания своих сотрудников.
Для повышения своей профессиональной компетентности военнослужащий должен пройти полупрямой набор по конкурсу в своей воинской части, затем обратиться в управление кадров армии и приложить усилия для поступления в общевойсковую военную школу (EMIA) в Куликоро. Помимо полупрямого набора для поступления в EMIA используется прямой набор кандидатов на службу. Военная школа EMIA обучает будущих офицеров в течение трех лет прикладным умениям и навыкам. Она раскрывает возможности заявить о себе, научиться организовывать и руководить личным составом. После ее окончания и получения звания офицеры способны занимать более высокие командные должности и руководить оперативными подразделениями.
Значимость Офицерской прикладной школы заключается в том, что она способствует профессиональному совершенствованию военнослужащих в различных областях военного дела. Обучение организуется в индивидуальном порядке и через специальные групповые курсы. Учреждение также использует четыре специализированных центра для перспективного обучения своих сотрудников реализации будущих задач.
Способность постоянно обучать свой персонал, независимо от его возраста, специальности или звания, является важной характеристикой образовательной деятельности силовых министерств (Министерства обороны, Министерства по делам ветеранов, Министерства по безопасности). Получив определенное офицерское звание, военнослужащий имеет возможность повысить свою квалификацию, обучаясь в Штабной военной школе [военной школе Interames (EMIA), военной школе администрации (EMA)].
Ряды Штабной военной школы пополняются старшими офицерами, начиная от командира (CDT) до подполковника (LCL). Предпочтение отдается национальным представителям государства – малийцам. Среди обучающихся также есть офицеры из союзных стран. Все они проходят годичное обучение. В процессе специальной подготовки они развивают свои командирские способности и тактические навыки. Несколько раз в году обучающиеся принимают участие в Воздушно-десантных операциях и тактических учениях, конференциях военных экспертов и встречах с лидерами гражданского мира, а также исследовательских проектах, где они размышляют над важными военно-политическими и военно-техническими проблемами и темами.
В рамках Военной штабной школы для подготовки высшего офицерского состава действует военное училище. Оно готовит офицеров всех родов войск к тому, чтобы они стали военными стратегами завтрашнего дня. Общевойсковая направленность обучения также направлена на улучшение взаимодействия различных армейских корпусов.
В военном училище обучение военных специалистов ориентировано на осмысление и понимание окружающего мира, формирование военно-государственного мировоззрения, познание военных аспектов и освоение опыта руководства личным составом и умений эффективно достигать целей военных операций. Углублению стратегических навыков способствуют специальные модули оперативной поддержки, внутренней безопасности, разведки и др. Старшие офицеры, окончившие военное училище, впоследствии занимают высокие руководящие должности в войсках и в учебных заведениях.
В Республике Мали значимым военным учебным заведением является Военная академия EMIA в Куликоро. Профессорско-преподавательский состав и инструкторы готовят офицеров для руководства оперативными подразделениями армии и выполнения различных управленческих функций. В военной академии проводится междисциплинарная подготовка, сочетающая гуманитарную и академическую подготовку.
Педагогический процесс, принятый на протяжении всего цикла академической подготовки, заключается в переходе от общего к частному и обеспечении баланса между знаниями и практикой. Этот цикл составлен в дополнение к основному образованию офицера. Основная цель военной академической подготовки – дать курсантам-офицерам фундаментальное научное образование, охватывающее все дисциплинарные области наук, преподаваемых в Военной академии.
Академическое высшее образование, получаемое в течение трех лет обучения, предоставляется по различным специальностям посредством освоения специальных военных дисциплин, социальных и политических наук.
Сектор социальных и политических наук обеспечивает междисциплинарное образование через обучение, организованное по семестрам, последовательно и индивидуализировано. Курс состоит из шести учебных областей, включающих военную историю, экономику - менеджмент, международные отношения, право, политологию, коммуникацию и социологию.
Специальное обучение позволит им совершенствоваться в военно-специальной области. Курсы обучения включают оперативное планирование, солдатскую школу, гражданское воспитание и уставные правила, топографию, тактику, военную инженерию, изучение боевых действий, физическое и спортивное воспитание, военные церемониальные традиции, командную психологию, управление военной службой и другие.
Для повышения эффективности обучения военных специалистов создаются условия и доступ к информационным сетям для использования имеющегося интеллектуального опыта, новейших знаний и тенденций. Это позволяет знакомиться с новыми идеями, формировать социально значимые ценности и критическое мышление. Для глубокого понимания членами офицерского корпуса проблем государства, армии и общества, формирования мировоззрения и ценностных ориентаций поддерживается взаимосвязь с ведущими государственными руководителями, которые демонстрируют высокое моральное лидерство и единство с народом и армией.
Таким образом, анализ изучаемой проблемы позволил выявить, что подготовка военнослужащих армии Мали к действиям по предназначению реализуется военно-образовательными учреждениями различного типа через уровни обучения и содержание военно-педагогического процесса с учетом специфики деятельности и профессиональной подготовленности самих специалистов.
Пристатейный список:
1. Военная политика республики Мали. URL: vagsh.mil.ru›Nauka/Dissertacionnyj-sovet/D07.2 (дата обращения: 15.02.2025).
2. Мали: непрерывное обучение в пользу FAM. URL: https://ru.difesaonline.it/news-forze-armate/missioni/mali-continua-addestramento-favore- delle-fam?ysclid=m3oqhg4ccc716944058 (дата обращения: 18.02.2025).
3. Общевойсковая военная школа в Куликоро. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.02.2025).
4. Объединенная военная школа в Мали. URL: https://military-history.fandom.com/wiki/Joint_Military_School_(Mali) (дата обращения: 19.02.2025).
5. Хайдукова Н.Ю. Физическая подготовка военнослужащих / Н.Ю. Хайдукова. // Ис-следования молодых ученых: материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. С. 77-81. URL: https://moluch.ru/conf/ stud/archive/451/17305/ (дата обращения: 10.02.2025).
Библиографическая ссылка
Диарра Э., Филоненко Л.В. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/43-193 (дата обращения:
25.06.2025).