ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ахметжанов Д.А. 1, Филоненко Л.В. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

В современных условиях усиливающейся геополитической нестабильности и роста транснациональных угроз, таких как терроризм, киберпреступность и гибридные конфликты, обеспечение национальной безопасности становится приоритетной задачей для Республики Казахстан. В этой системе важнейшую роль играет военное образование, от качества которого напрямую зависит готовность кадров к выполнению задач обороны и защиты национальных интересов.

Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации подготовки военных специалистов с учётом новых вызовов, а также анализа накопленного опыта Казахстана в сфере военного образования. Особое значение приобретает интеграция военной подготовки в общую систему обеспечения национальной безопасности, включая роль специализированных структур – таких как авиационные силы Комитета Национальной Безопасности (КНБ) и ведущие военные учебные заведения страны.

В современном мире, где нарастают глобальные и региональные угрозы, вопросы обеспечения национальной безопасности приобретают ключевое значение.

Анализ литературы [1–7] позволил выявить, что для Казахстана, обладающего стратегически важным положением в центре Евразии, эффективная система обеспечения безопасности является не просто приоритетом государственной политики, а неотъемлемым условием сохранения суверенитета, стабильности и устойчивого развития. В этом контексте особую роль играет система военного образования, выступающая фундаментом подготовки кадров, способных адекватно отвечать на вызовы времени и эффективно защищать национальные интересы.

Одним из ключевых направлений современной трансформации военного образования – является внедрение междисциплинарного подхода, который соединяет военные дисциплины с политологией, правом, международными отношениями, кибербезопасностью и инженерными науками. Это позволяет будущим офицерам мыслить шире, понимать геополитический контекст, действовать в рамках многоуровневой системы командования и принимать решения с учётом не только боевой обстановки, но и политических, гуманитарных и юридических последствий. Казахстан, встраиваясь в глобальные тренды, делает ставку на адаптацию военного образования к требованиям времени. Особое внимание уделяется технологизации учебного процесса – использование симуляторов, автоматизированных учебных систем, цифровых полигонов, виртуальной реальности и интерактивных тренажёров становится повседневной практикой.

В рамках Национального университета обороны, Военного института сухопутных войск и Военного института Сил воздушной обороны внедряются программы, основанные на принципах адаптивного обучения, проектного метода и практико-ориентированного моделирования ситуаций.

Военное образование представляет собой сложный и многоплановый процесс, в котором сочетаются профессиональная подготовка, воспитание, формирование стратегического мышления и патриотической сознательности. Оно не ограничивается только узкопрофильной военной подготовкой, но охватывает более широкий спектр задач: от изучения современных технологий и ведения боевых действий до развития лидерских качеств, устойчивости к стрессу и способности принимать решения в условиях неопределённости.

Современные концепции национальной безопасности рассматривают систему военного образования как один из главных элементов, определяющих готовность государства к защите от внешних и внутренних угроз. Правовая и институциональная база военного образования в Республике Казахстан основана на ряде нормативных актов, регламентирующих структуру, содержание и принципы функционирования соответствующих учреждений. Ключевыми документами в этой сфере являются Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих», Закон «О национальной безопасности», а также обновленная редакция Доктрины национальной безопасности [1; 2]. Эти акты определяют приоритеты и направления развития оборонной сферы, включая подготовку военнослужащих, научные исследования в области военного дела и интеграцию национальной системы безопасности с международными структурами.

На территории Казахстана действует разветвлённая сеть учебных заведений, осуществляющих подготовку офицеров и специалистов для Вооружённых сил, специальных служб и других силовых структур. Среди них следует отметить Национальный университет обороны, Военный институт Сухопутных войск, а также Военный институт Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова. Последний из них играет ключевую роль в формировании авиационных специалистов, в том числе пилотов, инженеров, специалистов по противовоздушной обороне и радиолокации.

В Республике Казахстан важное значение имеет подготовка в рамках Комитета национальной безопасности, особенно в его авиационных подразделениях, которые выполняют важные задачи по обеспечению воздушного наблюдения, разведки, транспортировки и воздушного прикрытия операций специальных подразделений [3].

Современная система военного образования сталкивается с необходимостью постоянной адаптации к изменяющимся условиям и новым вызовам. Среди актуальных угроз национальной безопасности Казахстана можно выделить международный терроризм, религиозный экстремизм, киберугрозы, информационную дестабилизацию, трансграничную преступность и незаконный оборот оружия [4].

В геополитическом контексте Казахстану приходится балансировать между интересами различных глобальных сторон, что требует от военных кадров высокого уровня дипломатического мышления, знания международного права и стратегического анализа.

В этой связи система военного образования призвана не только реагировать на угрозы, но и предвосхищать их. Это требует модернизации учебных программ, внедрения новейших симуляционных и цифровых технологий, усиления научно-исследовательской компоненты, в том числе в области искусственного интеллекта, беспилотных летательных аппаратов, кибербезопасности и информационных операций. Казахстан активно развивает сотрудничество с зарубежными партнёрами, участвует в программах ОДКБ, ШОС, направляя слушателей в ведущие военные академии мира. Такое взаимодействие не только расширяет горизонты военного мышления, но и способствует внедрению передовых практик в национальную систему военного образования [5; 6].

Особого внимания заслуживает деятельность Института воздушных сил имени Талгата Бегельдинова – одного из ведущих военных учебных заведений страны. Институт активно развивается как центр подготовки высококлассных специалистов в области авиации, воздушной обороны и военных технологий [7]. В последние годы в его структуре были внедрены инновационные программы, в том числе по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов, специалистов по радиоэлектронной борьбе и системам связи. Институт также расширяет международные связи, участвует в обменных программах, развивает академическую мобильность и интегрирует в учебный процесс элементы практико- ориентированного обучения на базе современных тренажёров и симуляторов.

Авиационные силы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан играют важную и специализированную роль в системе обеспечения национальной безопасности. Их функции выходят за рамки стандартных задач авиационной поддержки – они участвуют в проведении воздушной разведки, патрулирования государственной границы, транспортировки спецподразделений и срочной эвакуации.

Примером может служить участие авиации КНБ в пресечении трансграничного канала наркотрафика в южных регионах Казахстана, когда при помощи вертолётов были обнаружены и заблокированы маршруты передвижения нарушителей, а оперативные группы были доставлены в труднодоступные районы менее чем за час. Без использования авиации проведение подобной операции потребовало бы гораздо больше времени и ресурсов. Другой пример – использование авиационных сил КНБ в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Во время паводков в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях, авиация КНБ использовалась для доставки гуманитарной помощи и эвакуации жителей из затопленных районов. Такая мобильность и скорость реагирования напрямую связаны с обеспечением внутренней стабильности и доверия граждан к силовым структурам.

Также в рамках борьбы с международным терроризмом, авиационные силы КНБ применялись для поддержки антитеррористических операций в приграничных районах. В 2021 году, по данным открытых источников, благодаря воздушному наблюдению удалось выявить незаконные лагеря подготовки боевиков, после чего были проведены точечные спецоперации с минимальными потерями. Авиационные подразделения КНБ обеспечивают стратегическую мобильность, быстроту реагирования и контроль над территорией, особенно в отдалённых и труднодоступных районах. В современных условиях, когда угрозы приобретают высокую динамичность и многомерный характер – от террористических актов до кибератак, поддержанных физическими действиями – наличие подготовленных и технически оснащённых авиационных сил становится критически важным элементом национальной безопасности Казахстана.

Таким образом, современный опыт Казахстана в сфере военного образования демонстрирует устойчивую тенденцию к модернизации, международной интеграции и технологическому развитию. Система военного образования становится неотъемлемой частью национальной безопасности, обеспечивая подготовку кадров, способных эффективно действовать в условиях растущей сложности глобальной обстановки. В условиях формирования новой архитектуры международной безопасности, сопряжённой с рисками нестабильности, военное образование должно не только отвечать текущим требованиям, но и становиться инструментом стратегического предвидения, укрепления государственности и сохранения суверенитета Республики Казахстан.

В условиях, когда границы между войной и миром становятся всё менее чёткими, а конфликты всё чаще переносятся в информационное и киберпространство, военное образование должно не просто готовить «бойцов», а формировать универсальных специалистов с высокой интеллектуальной, этической и управленческой подготовкой. Только такая система сможет обеспечить устойчивость и защиту национальных интересов в быстро меняющемся мире.


Пристатейный список:
1.	Военная доктрина Республики Казахстан. Астана: Официальное издание, 2022. 48 с.
2.	Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года № 561-IV. // Казахстанская правда. 2012. № 34. С. 3-5.
3.	Байгожин А.Ж. Военная безопасность Казахстана: правовые и институциональные основы / А.Ж. Байгожин. Алматы: ҚазҰУ, 2021. 212 с. С. 45-78.
4.	Омаров Н.Т. Военное образование в системе национальной безопасности: современ-ное состояние и перспективы / Н.Т. Омаров // Вестник КазНУ. Серия: Политология. 2023. № 2(78). С. 112-123.
5.	Аргынов С.М. Инновационные подходы к подготовке военных кадров в РК / С.М. Аргынов // Научно-аналитический журнал «Безопасность и оборона». 2022. № 4. С. 59-67.
6.	Сейтказин А. Развитие авиационных подразделений КНБ РК: задачи и приоритеты / А. Сейтказин // Аналитика Центральной Азии. 2021. № 3. С. 88-94.
7.	Национальная безопасность Республики Казахстан: вызовы и механизмы реагирова-ния. Коллективная монография. Нур-Султан: Институт стратегических исследований при Президенте РК, 2020. 324 с. С. 190-207.


Библиографическая ссылка

Ахметжанов Д.А., Филоненко Л.В. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/43-192 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 55 | За неделю: 55 | Всего: 55


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода