ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Психологические науки
РОЛЬ ГРУПП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ ВО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Бондаренко Н.Е. 1, Самедова Ю.А. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

Существенные перемены, произошедшие на мировой арене в военно-политической сфере, а также в экономических и дипломатических отношениях между странами, оказали существенное влияние на процесс не только технической модернизации вооружения, но и повышение требований к профессиональным характеристикам личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Обеспечение надежной защиты нашего государства обостряет необходимость решения проблемы комплектования армии. Большое значение придается подготовке и набору граждан для прохождения военной службы по контракту.

В условиях, когда страна проводит специальную военную операцию на Украине, осуществляя освободительную миссию, военная профессия снова приобрела высокий социальный престиж. На добровольной основе пополняются ряды Вооруженных сил, поэтому одной из главных задач сегодня является набор личного состава не только в необходимом количестве, но и соответствующего качества.

Следует отметить, что имеющиеся проблемы в области мобилизационной готовности личного состава, связанны с такими факторами, как качество современного призывного контингента, демографические проблемы. Как отмечает О.А. Торишный,  учитывая военно-политическую обстановку в мире, экономические возможности, демографическую ситуацию и другие аспекты, государство постоянно корректирует количественные и качественные характеристики личного состава, необходимые для достижения оптимального уровня безопасности [3].

Современные военные подразделения предъявляют высокие требования не только к физической, но и к психологической подготовке бойцов, так как качество комплектования Вооруженных Сил оказывает непосредственное влияние на их боеспособность. Отбор кандидатов в элитные или специализированные части требует комплексный оценки их личностных качеств, стрессоустойчивости, мотивационной направленности и способности к совместной работе. В этой связи возрастает роль групп психологической работы частей, которые проводят диагностику и помогают командованию принимать обоснованные кадровые решения [1].

В процессе отбора кандидатов в подобные подразделения группы психологической работы осуществляют ряд задач [2]. Одной из них является психологическая диагностика. Реализуя ряд мероприятий, таких как тестирование, собеседование, специалисты определяют у претендентов уровень интеллекта и их когнитивные способности. Например, быстро анализировать информацию и принимать решения в условиях неопределенности. Наряду с интеллектом, особое внимание уделяется эмоциональной устойчивости кандидатов, показателями которой являются реакция на стресс, способность сохранять самообладание в критических ситуациях.

Немаловажным аспектом исследования является мотивация. Искренность желания служить в элитном подразделении, готовность к повышенным нагрузкам во многом определяют ресурсные возможности поступающих на военную службу по контракту. Исследование коммуникативных навыков кандидатов позволяет оценить у них умение работать в коллективе, способность проявлять лидерские качества при необходимости.

Некоторые кандидаты могут внешне соответствовать предъявляемым требованиям, но иметь неявные проблемы. Поэтому выявление скрытых психологических рисков до зачисления в подразделения – еще одна из задач группы психологической работы. Среди таких проблем можно выделить следующие примеры:

  • склонность к агрессии или панике,
  • низкую адаптивность к изменяющимся условиям,
  • психологические травмы, которые могут проявляться в боевой обстановке.

Для реализации этой задачи может применяться моделирование экстремальных ситуаций. Специальные тренинги дают возможность проверить реакции кандидатов на нештатные ситуации. Групповые задания позволяют оценить поведение в команде, их лидерские качества. Стресс – интервью, содержащие провокационные вопросы, дают возможность проверить эмоциональную устойчивость поступающих на контрактную службу.

По итогам обследования группа психологической работы дает рекомендации командованию в виде заключения, в котором отражены три группы кандидатов:

  • рекомендованы – кандидаты с высокой психологической готовностью;
  • условно рекомендованы – кандидаты требуют дополнительной подготовки;
  • не рекомендованы – кандидаты с высоким риском дезадаптации в новом подразделении.

Подготовка подобных рекомендаций стала возможной, благодаря использованию современных технологий в психологическом отборе. С развитием цифровых инструментов активно внедряются новые методы диагностики:

  • компьютерное тестирование – различные программы для оценки когнитивных способностей, скорости реакций и многозадачности;
  • виртуальная реальность – моделирование боевых и стрессовых ситуаций для проверки поведения кандидата в условиях, приближенных к реальным;
  • биометрические датчики – контроль пульса, давления, уровня картизола во время выполнения заданий.

Подобные технологии позволяют получить объективные данные и минимизировать возможность субъективности получаемых оценок.

Немаловажной задачей группы психологической работы является адаптация используемых методик под специфику конкретного подразделения. Следует учитывать, что разные рода войск требуют наличия различных психологических качеств:

  • спецназ и разведка – акцент делается на стрессоустойчивость, самостоятельность, способность действовать в изоляции;
  • технические подразделения – особое внимание уделяется концентрации внимания, аналитическому мышлению, усидчивости;
  • штабные структуры – внимание к оценке коммуникабельности, управленческих навыков, эмоционального интеллекта.

Группы психологической работы корректируют тесты и тренинги в зависимости от задач нового подразделения.

Учитывая, что не все военнослужащие четко попадают в категории «рекомендован» или «не рекомендован», работа с так называемыми «пограничными» кандидатами – это еще одна из задач группы психологической работы. В таких случаях применяются дополнительные собеседования – углубленное изучение мотивации и ценностей. Используется пробный период – краткосрочное включение кандидатов в тренировочные процессы с последующей их повторной оценкой. Проводятся индивидуальные тренинги, направленные на коррекцию выявленных слабых сторон. Например, работа со страхом высоты у десантников.

Даже успешно прошедшие отбор кандидаты, вследствие хронического стресса  из-за интенсивных нагрузок могут столкнуться с сомнениями в том, что они соответствуют тем критериям, которые к ним предъявляет определенная воинская специальность. Особенно это может происходить в элитных подразделениях с высокой конкуренцией. Поэтому профилактика «синдрома самозванца» и эмоционального выгорания является важной задачей группы психологической работы воинской части, которая в этой связи проводит следующие мероприятия:

  • периодические опросы – выявление скрытого дискомфорта среди военнослужащих;
  • групповые супервизии – обсуждение сложных ситуаций с коллегами;
  • при необходимости терапевтические сессии.

Специалисты группы психологической работы не только отбирают кандидатов в подразделения, но и оказывают помощь командованию в подборе сбалансированных групп, где сочетается наличие лидеров и исполнителей. Помогают в прогнозировании конфликтов в подразделениях на основе анализа психотипов военнослужащих, корректируют нагрузку, если воинский коллектив демонстрирует признаки переутомления.

По итогам результатов служебной деятельности новобранцев группа психологической работы осуществляет сравнительный анализ прогнозов с реальными результатами, выявляя ошибки в методиках профессионального психологического отбора. Анализируя причины «отсева», если военнослужащий не справился, специалисты выявляют, был ли это просчет в отборе или это результат воздействия внешних факторов. Затем происходит актуализация тестовых заданий, добавление новых критериев, соответствующих современным условиям.

Таким образом, группа психологической работы – это не просто своеобразный фильтр, позволяющий отсеивать неподходящих кандидатов, но и ключевой элемент системы управления личного состава воинской части. Её работа позволяет снижать текучесть кадров посредством сокращения количества случайных кандидатов, повышать сплоченность воинских подразделений за счет грамотного подбора психологически совместимых военнослужащих, увеличивать рост эффективности выполнения задач, благодаря повышению устойчивости к стрессу и мотивации к служебной деятельности.

Дальнейшее развитие этого направления деятельности требует развития таких перспективных направлений, как интеграция нейронаук, внедрение искусственного интеллекта в сферу военного профессионального психологического отбора. Ограниченность возможности человека анализировать огромные объемы данных и вырабатывать адекватные управленческие решения за короткий срок, актуализирует необходимость создания по-настоящему надежной и современной системы отбора в войска нового поколения. Это должно осуществляться с учетом опыта, полученного специалистами групп психологической работы непосредственно в зонах боевых действий и совершенствования эргономичных интеллектуальных комплексов на основе систем искусственного интеллекта [4].


Пристатейный список:
1.	Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 25.08.2022 № 495 «Об утверждении Положения о психологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации». – М.: МО РФ. – 15 с.
2.	Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 01.09.2023 № 505 «Об утверждении Руководства по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». – М.: МО РФ. – 13 с.
3.	Торишный О.А. Социально-политические аспекты комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис. … к-та полит. наук. М., 2006. – 24 с.
4.	Юсупов В.В., Корзунин В.А., Демкин А.Д., Овчинников Б.В. Ближайшие перспективы решения проблем медико-психологического сопровождения военнослужащих // Известия Российской Военно-медицинской академии. – 2022. – Т. 41. – № 1. – С. 55–61. 


Библиографическая ссылка

Бондаренко Н.Е., Самедова Ю.А. РОЛЬ ГРУПП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ ВО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/43-191 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 52 | За неделю: 52 | Всего: 52


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода