Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
В эпоху первобытно-общинного строя, как известно, имела место самодействующая вооруженная организация народа, т. е. участие в вооруженной борьбе было обязанностью каждого члена рода или племени. И хотя уже тогда существовало примитивное разделение воинского труда, труд этот не требовал специального обучения, был простым и естественным продолжением общей работы рода, племени по добыванию средств к жизни.
Военная организация рабовладельческого общества имела уже более сложные формы. В своем развитии она прошла путь от родовых и племенных ополчений до рабовладельческой милиции и профессиональных армий. Эти армии имели в основном два рода войск – пехоту и конницу. К концу эпохи рабовладения произошло деление пехоты на тяжелую, среднюю и легкую, а конницы – на тяжелую и легкую. В этот период в войсках насчитывалось до 30 различных военно-трудовых занятий и соответственно столько же специальностей. Большое место отводилось обучению войск и индивидуальной подготовке воинов. Вопросы комплектования армий, отбора воинов, их обучения отражались в работах древнегреческих философов и историков Платона, Аристотеля, Плутарха, Геродота. Таким образом, можно считать, что первые развитые формы профессионализации воинской деятельности появились в эпоху рабовладения. Тогда и зародилась военная профессия [1].
Князья на Руси с Х века стали предоставлять своим вассалам земли в пожизненное пользование при условии, что последние должны содержать дружину и выступать с ней по призыву князя под его знаменем. Таким путем образовался слой людей, обязанных нести военную службу и для которых военная служба была профессиональным занятием и средством к жизни. Так постепенно формировалась военно-профессиональная деятельность и военная профессия, признаками которой были специальное обучение и вознаграждение (в различных формах). К этому периоду относится замечательный исторический документ «Поучения Владимира Мономаха».
Период развитого феодализма в странах Западной Европы характеризуется упадком роли пехоты, господством рыцарской конницы. В ряде стран, прежде всего на Руси, пехота не была простым придатком конницы и являлась вторым родом войск. Все крупнейшие сражения этого периода, такие, как Ледовое побоище (1242 г.) и Куликовская битва (1380 г.) были выиграны совместными действиями конницы и пехоты.
С развитием феодализма изменилась и система комплектования войск. На смену прежнему народному ополчению крестьян и кочевников пришло феодальное ополчение, состоявшее из крупных феодалов и их вассалов.
Появление централизованной власти и единой армии сопровождалось совершенствованием управления вооруженными силами. При королях и великих князьях для непосредственного руководства войсками создаются высшие централизованные военные учреждения (приказы на Руси), повышается роль военачальников, полководцев, военных советов.
Этот процесс всестороннего развития и усложнения военного Дела имел следствием углубление военной специализации и профессионализации. В русском постоянном войске середины XVI века в период взятия Иваном Грозным Казани можно различить такие рода войск, как конница, пехота, артиллерия и службы: управленческая, разведывательная, снабжения, обозно-транспортная, ремонтно-строительная. В этот период в войсках насчитывалось до 40 различных видов военно-трудовых занятий и специальностей.
Вместе с развитием военного дела в последний период феодализма зарождается и военно-теоретическая мысль. Большую роль в ее развитии сыграли философские и военно-теоретические труды древнегреческих и римских мыслителей [1].
Развитие капиталистического производства оказывало большое влияние на все сферы экономической, политической и военной жизни государств. Развитие экономики и мировой торговли усиливало стремление господствующих классов буржуазных и феодально-абсолютистских государств к захвату чужих земель и колоний. Средством осуществления этой гегемонистской, колонизаторской политики зарождающихся буржуазных государств являлись многочисленные войны, крупнейшими из которых в XVII–XVIII веках были: Северная война (1700–1721), война за испанское наследство (1705–1714), Семилетняя война (1756–1763) и русско-турецкие войны (1768–1774 и 1787–1791).
По сути, при Петре I сложилась первая цельная форма профессионализации вооруженных сил. Служба в регулярной армии и на флоте рядового состава и нижних чинов стала впервые профессиональным, занятием. В созданной регулярной армии Петр I ввел единую систему воинских званий (чинов), которые были окончательно оформлены Табелью о рангах от 24 января 1722 г. Большинство их просуществовало до 1917 г. Все воинские звания подразделялись на группы (ступени) и классы. Например, в четвертую группу входили пять классов генеральского и адмиральского состава, в третью – штаб-офицерский состав (полковник, подполковник, войсковой старшина, майор, ротмистр, есаул), во вторую– обер-офицерский состав (штабс-капитан, подъесаул, поручик, сотник, прапорщик и т. д.), в первую–солдатский состав. Офицерский чин давал право личного или (в зависимости от звания) потомственного дворянства.
В этих условиях стала складываться система военно-профессионального отбора, обучения и воспитания солдат, матросов, в основе которой были не стихийно перенимаемые традиции, а воинские уставы и наставления, приказы военачальников. Другими словами, впервые была осуществлена институционализация выработанных военно-теоретической мыслью в процессе воинской деятельности и закрепленных в соответствующих государственных документах форм и методов военно-профессиональной подготовки. Необходимость дальнейшей профессионализации вооруженных сил диктовалась объективными условиями развития воинской деятельности. Усложняющиеся задачи управления вооруженными силами, их организации, боевой подготовки, совершенствования форм и способов ведения боевых действий предъявляли все новые требования к военно-теоретическим, специальным знаниям, опыту военнослужащих всех категорий. Особенно резко повысились требования к офицерскому составу, обязанностью которого с созданием регулярной армии стало не только управление личным составом в бою, но и его обучение в мирное время.
Русская военно-профессиологическая мысль первой половины XIX века сделала большой шаг вперед. Толчком послужила Отечественная война 1812 г., которая выявила не только достоинства русской армии, но и пороки военной организации, обусловленные характером социально-экономического и политического строя царской России. Война убедительно показала неизмеримую роль национального офицерского состава, сделала очевидной необходимость основательной, широкой постановки военно-профессионального образования в стране, вооружения офицеров новейшими достижениями мирового и отечественного военного искусства.
Отбор в ВУЗы, обучение и воспитание в них по-прежнему носили дворянско-сословный характер, однако, все чаще стали зачисляться в ВУЗы выходцы из недворянской, разночинной интеллигенции.
С точки зрения развития военно-научной и военно-педагогической мысли особенно значительным явлением, оказавшим большое влияние на последующие судьбы военного образования в стране, было образование и работа Военной академии, ставшей впоследствии академией Генерального штаба. В ней выросли и развернули плодотворную деятельность замечательные русские военные теоретики: Астафьев, Горемыкин, Медем, Милютин, Хатов и др.
С середины XIX века начинается использование в военных целях электрического телеграфа, железных дорог, создаются предпосылки внедрения в войска автомобилей, появившихся в конце столетия.
Все это привело к усложнению воинской деятельности, появлению десятков новых профессий и специальностей, дифференциации должностной структуры и с новой остротой поставило вопрос о военно-профессиональной подготовке всех категорий военнослужащих. Старые методы подготовки офицеров и солдат уже не отвечали новым условиям боевой деятельности; это наглядно показала Крымская война. Низкая профессиональная подготовка офицерского состава всех участвовавших армий во многом определила характер и особенности этой войны. Особенно плохо были подготовлены офицеры английской армии, где офицерские звания продавались за деньги. «Половина несчастий, постигших английскую армию в Крыму,– писал Ф. Энгельс, – имеет своим источником эту всеобщую негодность офицеров».
Переход капитализма в высшую стадию – империализм – сопровождался расширением материально-технической базы вооружения, дальнейшим распространением войн как средства достижения политических целей империалистических государств. Начавшаяся научно-техническая революция обеспечила возможность создания новых образцов вооружения, транспорта, связи, распространения в войсках различных технических средств.
Важнейшими, изобретениями этого периода были создание бездымного пороха, автоматического оружия (пулеметов), боевой техники, новых классов военных кораблей: броненосцев, миноносцев, подводных лодок. В конце XIX века появились первые образцы самолетов.
В настоящее время военные профессии все больше развиваются, некоторые за ненадобностью отмирают. В целом же военный труд становится более интеллектуализированным [1].
Пристатейный список:
1. Зибров Г.В. Основы профориентологии/ Г.В. Зибров, Л.А. Колосова, Т.В. Кисилева. – Воронеж, ВВВАИУ, 2007. – 152 с.
Библиографическая ссылка
Молчанов Б.В. ИЗ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/43-190 (дата обращения:
25.06.2025).