ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Психологические науки
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА
Соколов Н.С. 1

1. Военная академия

Образовательная политика, осуществляемая в военных вузах в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, должна быть направлена на развитие у военнослужащих таких личностно-профессиональных качеств, как коммуникативность и толерантность, профессиональная мобильность, динамизм и креативность, способность самостоятельно принимать управленческие решения в экстремальных, нестандартных ситуациях, умело разрешать межличностные конфликты и др.

Отечественной науке еще предстоит обосновать базовые компоненты требований, идущих от человека, связанных с его развитием и становлением как личности. Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит от того, что предлагается личности в качестве предметов познания, размышления, общения, переживания, преобразовательной деятельности, достижения.

Существенную роль в процессе формирования коммуникативной культуры курсантов играет содержание образования в военном вузе, которое должно формировать у курсантов:

•   отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защиту прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

•   строгое соблюдение законов РФ;

•   понимание значимости своей профессии, своей ответственности перед государством за сохранение общественной безопасности, охрану жизни и здоровья, правовой защищенности граждан;

•   верность долгу, заботу о профессиональной чести, общественной репутации офицера Вооруженных Сил Российской Федерации;

•   справедливость, порядочность, умение воспринимать чужую боль, способность верить в человека;

•   разумное и гуманное использование предоставленных ему законом прав;

•   сознательную дисциплину, неподкупность, принципиальность и непредвзятость в принятии решений;

•   профессиональную взаимопомощь;

•   следование нормам служебного этикета;

•   безупречность личного поведения не только на службе, но и в быту;

•   устойчивость к профессионально-нравственной деформации;

•   постоянное профессиональное и нравственное самосовершенствование, повышение уровня культуры;

•   развитое абстрактно-логическое мышление, умение принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях и организовывать их выполнение [1, 2].

Еще Альберт Энштейн сказал однажды, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. Личность должна не адаптироваться, а интегрироваться в социокультурное пространство [3].

Коммуникативная культура курсантов проявляется в их коммуникативной деятельности, т.е. в процессе профессионального общения. В настоящее время выделяют следующие функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную; коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнёрами и установления на этой основе взаимопонимания). Существенно то, что все эти функции в общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная ‒ регуляцией взаимодействия партнёров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных и невербальных) систем общения, перцептивная же ‒ в прочтении собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия [4].

Коммуникативная деятельность как форма человеческой активности направлена на осуществление социального взаимодействия людей и заключается в передаче социально значимой информации, обмене информацией, организации взаимодействия субъектов коммуникации, восприятия друг друга партнёрами и установлении на этой основе взаимопонимания [5].

Современная профессиональная культура курсанта как будущего офицера развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей. Из них образуется культурная основа жизни индивидуума, группы и общества в целом.

Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех военного дела, является взаимодействие между командиром и подчиненным, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость.

Составляющие компоненты коммуникативной культуры связаны с умением реализовывать на практике гуманистические, личностно ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности. К элементам коммуникативной культуры курсантов как будущих офицеров относятся:

1) наличие установки на реализацию способностей каждого подчиненного, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

2)  готовность к сотрудничеству с коллегами, подчиненными, общественностью;

3) речевая культура.

Коммуникативная культура ‒ это специфический способ организации профессионального общения, который характеризуется наличием у курсанта системы коммуникативных норм и правил, отношение к другой личности как к ценности, знание ее индивидуальных особенностей, собственных коммуникативных способностей и умение владеть коммуникативной ситуацией [4].

Структуру коммуникативной культуры можно представить в виде следующих компонентов

1) Знание коммуникативных норм и правил, зависящих от требований морали, нравственно-этических норм, обычаев, культурных традиций общества и Вооруженных Сил. Теоретики нравственного воспитания М.Н. Аплетаев, Д.И. Гришин, П.И. Симонов, И.Ф. Харламов исследуют природу поступка с точки зрения диалектического взаимодействия внутренних потребностей человека и ценностных ориентаций, выработанных обществом. Анализируя диалектическое единство морали и нравственности, отграничивая нормы и правила морали от нравственных принципов, М.Н. Аплетаев рассматривает противоречия между этими двумя категориями, всегда находящимися в единстве и нередко в борьбе: «Принципы нравственности (свобода, само ценность человека, равенство, совесть) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная)» [6].

Моральный поступок может противоречить нравственным принципам и наоборот, нравственный поступок ‒ моральным нормам. Если свободу выбора коммуникативного поступка направляют нравственные принципы гуманизма и гуманистические нормы, то общение будет продуктивным, а коммуникативная культура курсанта и офицера на должной высоте.

2) Знание индивидуальных особенностей подчиненных [4].

Структурные модели человека, предложенные Б.Г. Ананьевым, дают схематическую основу исследования индивидуальных особенностей и свойств коммуникантов. Схемы демонстрируют различия индивидных, личностных, субъектных и индивидуальных признаков человека. Первые три группы признаков характеризуют человека с точки зрения его принадлежности к определённому типу, а четвёртый признак - индивидуальность - акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека. Общее, особенное неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на указание общих признаков, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае [7].

Знание индивидуальных особенностей подчиненных предполагает внимание со стороны будущего офицера к индивидным, субъектным, личностным качествам подчиненных.

3) Знание будущим офицером собственных коммуникативных качеств.

Считаем, что к таким свойствам относятся: способность к идентификации и эмпатии, рефлексия и децентрация. Эти психологические свойства личности курсанта обусловливают специфические коммуникативные качества будущего командира. Коммуникативные качества курсанта складываются из коммуникативных способностей и коммуникативных умений. Перечень и описание этих способностей и умений широко представлен в психолого-педагогической литературе. Коммуникативные способности и умения рассматривают А.А. Бодалёв, Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, М.И. Станкин и другие [8].

В.А. Кан-Калик называет основными следующие коммуникативные способности: психологическая готовность к организаторско-коммуникативной деятельности; коммуникабельность; социальное родство; альтруистические тенденции. В работах последних лет рассматриваются такие важные для коммуникации военного командира свойства личности как бесконфликтность и аттракция [4].

Важнейшим свойством курсанта как будущего командира, обладающего высокой коммуникативной культурой, является способность к рефлексии. Умение видеть себя глазами другого, оценивать объективно свои профессиональные качества, своевременно корректировать поведение и отношение ‒ необычайно важно для современного военнослужащего [4].

Итак, для осуществления успешной коммуникативной деятельности курсанту как будущему командиру необходимо иметь следующие коммуникативные свойства: природные задатки, пластичность нервной системы, хорошие ведущие репрезентативные системы переработки информации, активность и эмоциональность (на уровне индивида); знание правил педагогического общения, высокий уровень развития коммуникативных способностей, устойчивые способы и стили коммуникативного поведения, обусловленные характерологическими особенностями (на уровне субъекта общения); социальный статус, социальные роли, потребность в общении, коммуникативная направленность (на себя, на другого, на задачу), склонности, притязания, нравственно-этические ценности; на уровне индивидуальности: адекватная самооценка, саморегуляция (на уровне личности) [9].

4) Умение владеть коммуникативной ситуацией. Компонентом коммуникативной культуры командира является умение владеть любой коммуникативной ситуацией, возникающей в процессе взаимодействия с подчиненными. Ситуация возникает лишь тогда, когда есть отношения между общающимися людьми. Сущность этих отношений, их внутренняя и внешняя картина зависит от того, с какой позиции командир подходит к подчиненным.

5) Отношение к подчиненному как к высшей ценности ‒ это важнейший компонент коммуникативной культуры военного командира. Культура отношений командира ‒ базисный компонент общей профессиональной культуры, включающий доминирующую установку на другого и другое на основе равнозначимости в проявлении и развитии каждого. Теория отношения В.Н. Мясищева предполагает три аспекта отношения: включающий результаты познания конкретного объекта действительности; эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект; поведенческий - как актуализированный ответ на него [10].

Приобщение каждого нового поколения к ценностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненасилия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования.

Крайне важный и эффективный этап в формировании и совершенствовании коммуникативной культура курсантов в условиях военного вуза заключается в выработке у них толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой личности из других национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.


Пристатейный список:
1. Машин В.Н. Формирование профессиональных компетенций специалистов на основе автоматизированного обучающего комплекса: автореф. дис. …. канд.пед.наук.  Воронеж, 2005. С.12.
2. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1982.
3. Ильяева И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа.  Воронеж, 1989. 167 с.
4. Машин В.Н. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры курсантов военных вузов // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3.2. С.85-87.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с. 
6. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с. 
7. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с. 
8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 192 с. 
9. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3. 
10. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка: монография / под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. М.: Изд-во МГЛУ, 2003. 256 с. 


Библиографическая ссылка

Соколов Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 2;
URL: vpd.esrae.ru/ru/42-207 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 23 | За неделю: 23 | Всего: 23


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода