Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
В связи с официальным воссозданием института полковых священнослужителей в России, история военного духовенства Российской империи в настоящий момент является актуальной темой для определения механизмов научного и методического сопровождения деятельности традиционных религиозных объединений и Вооруженных Сил РФ по их взаимодействию в работе с верующими военнослужащими. Православная вера является самым надежным фундаментом для духовно-нравственного, воинского и патриотического воспитания военнослужащих российских Вооруженных сил, поскольку она сохранила традиции, моральные идеалы и нормы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу. Отсюда вытекает и главная задача военного и морского духовенства – вернуть высший духовный смысл воинской службы, возродить православный дух армии и флота России, укрепить духовные и нравственные ценности личного состава [1].
Таким образом, основное содержание работы военных священников и офицеров-воспитателей в вопросах воспитания военнослужащих на современном этапе и должно определяться исходя из этой высокой цели.
Выступая на I Всемирном Русском Народном Соборе в мае 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Боеспособная армия охраняет рубежи государства и служит ему опорой, и потому-то воинское служение – долг чести и доблести. Долг же церкви – напутствовать и помогать воинам в их ратном служении. Приводя в пример, образы великих патриотов, полководцев, защитников, мы и сегодня призываем воинов к мужественности и честности, к подвигу во имя мира» [2].
В Новейшей истории военного духовенства можно условно выделить следующие этапы его становления и развития.
Первый этап (1992-2009) – с момента осмысления идеи возрождения института военных священников и до принятия исторического решения о воссоздании в Вооруженных Силах Российской Федерации института военного духовенства Президентом Российской Федерации 21 июля 2009 года.
Второй этап (2010-2013) – с момента принятия «Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации до работы над проектом «Положения о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации».
Третий период (2013-2020) – с момента реализации «Положения о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации» до принятия Приказа «Об организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации»;
Четвертый период (2020-по настоящее время) – с момента введения Приказа «Об организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» по настоящее время.
Основанием данной периодизации является степень интеграции религиозных объединений Российской Федерации в Вооруженные Силы РФ, принимая во внимание, что отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания военнослужащих исключительно важны, затрагивают вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей, нравственных идеалов и т.д. Интеграция возникает, в том случае, если: ранее разобщенные элементы объединяются, и не суммативно и рядоположенно, а посредством синтеза; результатом такого объединения станет система, обладающая свойствами целостности. Основанием для интеграции станет общность видов деятельности, общность целей и задач воспитания и развития [3].
Принятие нормативных документов («Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации», утвержденное 25 декабря 2013 года; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 г. № 30 «Об организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации»), [4] помогло выработать единообразное понимание целей и задач работы с верующими военнослужащими, системно организовать концептуальный порядок и выстроить перспективы военно-конфессионального сотрудничества.
Целью взаимодействия ВС РФ с традиционными религиозными объединениями является повышение эффективности духовно-просветительской работы с военнослужащими и их нравственного воспитания, обеспечивающих сплочение воинских коллективов, укрепление правопорядка и воинской дисциплины, формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств.
С учетом главной цели, основными задачами в сфере работы с верующими военнослужащими являются:
1. Создание условий для реализации военнослужащими права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы (в условиях повседневной деятельности войск (сил), а также в ходе выполнения учебно-боевых и боевых задач);
2. Проведение духовно-просветительской работы среди военнослужащих и гражданского персонала;
3. Участие в нравственном воспитании военнослужащих, формирование у них сознательной мотивации исполнения воинского долга в соответствии с Военной присягой, на основе нравственных ценностей религиозных объединений;
4. Изучение межрелигиозных взаимоотношений в воинских коллективах и религиозной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил), анализ их влияния на выполнение задач по предназначению;
5. Поддержание веротерпимости, межрелигиозного мира и согласия в воинских коллективах, профилактика проявлений религиозного экстремизма [4].
Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что в армии могут работать представители всех традиционных религий России, но должен быть исключен прозелитизм: «Важно подчеркнуть, что в армии не должно быть соревновательной миссии. …Не может православный прийти к мусульманам и проповедовать Православие. …Задача в том, чтобы священнослужители каждой конфессии или религии могли работать со своими чадами в армейской среде. Конечно на основе добровольности» [5].
Созидательное использование опыта наших предшественников – это фундамент для модернизации современных подходов к военно-конфессиональным отношениям. Военно-конфессиональные отношения – это достаточно новая сфера государственных отношений, которая развивается на фоне возрождения духовной жизни в нашей законодательно светской стране. Несмотря на то, что в России накоплен определенный опыт взаимодействия армии и церкви, но многое приходится создавать и выстраивать заново, учитывая постоянно изменяющиеся реалии социально-политической обстановки в мире и государстве, а также задачи, решаемые его военной организацией [6].
Начиная с ХVIII в. подготовка солдат и офицеров осуществлялось на основе воинских артикулов и воинского Устава от 30 марта 1716 года. Где главной особенностью этих правовых актов был новый принцип «военного служения»: ратная служба с 1716 г. становилась не только службой царю, но и вере и Отечеству. Устав и артикулы, произнося «Богу единому слава», вместе с тем предписывали весь процесс воспитания нижних чинов, офицеров и генералов строить «в страхе Божием». Важное значение, при этом, имело охранение законом высокого статуса православного священника [7]. Но сегодня обнаруживается непонимание со стороны офицеров особой роли священника в армии и на флоте. По мнению генерал-майора А.В. Черкасова причиной этого является недостаточное знание офицерами истории Вооруженных сил России и, в особенности, роли Русской православной церкви в строительстве армии и флота, недопонимание духовных истоков побед русского оружия [1].
Восстановление института военного духовенства в России сейчас проходит на фоне общего дефицита священнослужителей (на одного священника приходится более 6500 человек, а на один Храм с еженедельным богослужением где-то 16500 православных. А если взять по населению России в целом, то это 23,3 тыс. на один Храм и 9000 на одного священника) [8].
За последнее время на фоне динамики верующих людей в России закономерно растет и число верующих военнослужащих в ВС РФ. Если в конце 1980-х гг. прошлого столетия число верующих в армии и на флоте составляло менее 1%, то в настоящее время число верующих военнослужащих составляет 72% [9].
На пути восстановления военного духовенства появляются препятствия, связанные не только с нехваткой священников в России, но, и с отсутствием их должной подготовки к работе в Вооруженных силах.
По мнению генерал-майора Черкасова А.В., прежде чем идти к военным людям священнослужитель должен иметь представление об особенностях их мышления, восприятия окружающего мира, их психологию и ментальность. Священник должен знать и учитывать традиции армии и флота. Армейская и флотская жизнь требует участия священников не только в крещении новообращенных и младенцев, в венчании, отпевании усопших и отправлении других христианских треб и богослужений, но и во многих других повседневных делах военнослужащих. Священники призваны облагораживать военное дело и согревать души военных людей, которые интуитивно ждут от общения со священнослужителем доброго совета, поддержки, помощи в духовном возрастании и моральном совершенствовании [1]. Закономерным результатом в этом направлении является возведение в парке культуры и отдыха «Патриот» уникального храма [11]. Министр обороны Российской Федерации заявил, что этот храм станет не только местом богослужений, но это будет и весьма серьезный просветительский центр для военнослужащих. В этом центре планируется открыть музей, посвященный церковно-армейским отношениям, кинолекторий и библиотеку духовной литературы.
Среди основных функций деятельности священнослужителя в армии, особое место занимают просветительская [12, с.337] и воспитательная функции: «… ежедневно проводит духовно-просветительскую работу с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом; участвует в нравственном воспитании военнослужащих, формировании у них сознательной мотивации исполнения воинского долга в соответствии с Военной присягой, на основе нравственных ценностей религиозных объединений» [13].
Ошибочным мнением выступает идея о том, что присутствие военного духовенства может вызвать сокращение офицеров, занимающихся воспитательной работой. Военный священник не может занять место воспитателя. Их функции являются гармоничным дополнением друг друга. Офицер, работая с личным составом, воспитывает и настраивает военнослужащих на выполнение задач эффективными проверенными способами и средствами, а священнослужитель вносит дополнение в такую работу нравственной составляющей [14, с. 41].
Опыт боевых условий современных военных конфликтов показывает, что священник находится на передовой, оказывает помощь раненым, совершает богослужения, помогает преодолеть стрессовые ситуации, обеспечивает погребение погибших, помогает писать письма родственникам раненых военнослужащих. Главная роль священника заключается в личном примере, а это – патриотическая деятельность. Кроме того, деятельность военного священника охватывает духовно-нравственное воздействие на верующих военнослужащих представителей всех конфессий. Военное духовенство отвечает за нравственное воспитание, духовное просвещение, настраивает военнослужащих на выполнение своего долга.
Взаимодействие офицеров - специалистов по военно-политической работе со священнослужителями организуется в целях повышения эффективности духовно-просветительской работы с военнослужащими и их нравственного воспитания, обеспечивающих сплочение воинских коллективов, укрепление правопорядка и воинской дисциплины, формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств.
Пристатейный список:
1. Черкасов А.В. Роль и место военного и морского духовенства России / А.В. Черкасов // Вестник военного духовенства. Новости епархий. Режим доступа: http://kapellan.ru/
2. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии II Всемирного Русского Собора // Стенограмма II Всемирного Русского Народного Собора. Режим доступа: https://vrns.ru
3. Тюнников Ю.С. Об исходном основании логико-содержательной основы и нормативных схемах педагогической интеграции // Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. – Екатеринбург. 1993. С.122-125.
4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 г. № 30 «Об организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации».
5. Лукичев Б.М. Патриарх Кирилл и военное духовенство. О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации // Режим доступа: http://pobeda.ru
6. Занин С.С., Галкин К.Г., Хробостов, Д.В. Армия и Религия// Методическое пособие. М. Центральный Дом Российской Армии. 2017. – 24 с.
7. Котков В.М., Коткова Ю.В. Военное духовенство России. Страницы истории // Учебное пособие. СПб. Нестор. 2005. – 187 с
8. Емельянов Н. Почему в России 70% православных и только 3% церковных людей? На что это влияет и как изменить ситуацию // Миссионерско-апологетический проект «К ИСТИНЕ». – Режим доступа: https://k-istine.ru/mission/mission_emelianov.htm
9. Суровцев А.И. Основные направления подготовки военных священнослужителей и офицерского состава в Вооруженных силах Российской Федерации к работе с верующими военнослужащими // Режим доступа: http://kapellan.ru/chto-dolzhenznat-voennyj-svyashhennik.html.
10 Лисюнин В. Просветительская функция православного духовенства в конце XIX - начале XXвв// Вестник ТГУ. 2011. – Вып. 2(94). С.335 – 343.
11. Гурьянов К.В. Память народа: Главный Храм Вооруженных Сил Российской Федерации // Научно-практический журнал «Базис». 2019. № 2(6). С. 64 –73.
12. Лукичев Б.М. Патриарх Кирилл и военное духовенство. О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации // Режим доступа: http://pobeda.ru
13. Суровцев А.И. Научное сопровождение организации деятельности работы с верующими военнослужащими // Фрагменты выступлений участников секции «Церковь и Армия» от 21.05.2021. Режим доступа: http://pobeda.ru
14. Сафонова А.В., Елецких Н.Ю. Деятельность военных священников в системе социально-педагогической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе // EuropeanScience. 2017. № 9(31). С. 39 – 44.
Библиографическая ссылка
Головков К.А., Соболев А.А., Лён А.А. РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 1;
URL: vpd.esrae.ru/ru/41-183 (дата обращения:
03.05.2025).