ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Малыхина Н.И. 2, Даценко Д.Р. 1

1. Военная академия
2. Военная академия

В настоящее время развитие патриотического сознания является одним из ключевых направлений государственной политики. Президент Российской Федерации В.В. Путин акцентирует внимание на том, что любовь к Родине, уважение к ее культуре, активное участие в общественной жизни и сохранение исторической правды должны быть воспитаны в сердцах и умах молодого поколения, чтобы они смогли создать светлое будущее для России [4].

Вопросы формирования и укрепления патриотизма становятся особенно актуальными в высших учебных заведениях, особенно в военных учебных заведениях, поскольку выпускники должны быть подготовлены к служению обществу и государству, опираясь на свои моральные принципы.

Современные педагогические исследования, касающиеся проблем патриотического воспитания, опираются на работы известных отечественных педагогов, чей наставнический и научный опыт продолжает оставаться актуальным. В целом, современные исследования подчеркивают необходимость интеграции подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности в широкую систему патриотического воспитания [5, 2].

К.Д. Ушинский, основоположник отечественной научной педагогики, утверждал, что патриотизм является «верным ключом к сердцу человека», и подчеркивал значимость родного языка как мощного инструмента воспитания [5].

Язык обладает двойственной природой: с одной стороны, он представляет собой объект изучения, а с другой – является средством обучения. Понимание сущности национального языка включает исследование его особенностей в контексте концепции «языковая личность». Лингводидактическая модель языковой личности, представленная Г.И. Богиным, представляет собой многослойную и многокомпонентную систему языковых навыков и умений, необходимых для успешного выполнения речевых действий [1].

Развитие языковой личности курсанта происходит на протяжении всего учебного процесса. В этой связи целесообразно использовать дидактические возможности дисциплины «Иностранный язык» для патриотического воспитания языковой личности. Педагоги, преподающие иностранные языки, акцентируют внимание на значимости комплексной лингводидактической работы в области формирования патриотических ценностей. Например, Т.И. Шакирова, М.В. Мельничук и П.П. Ростовцева предлагают включать тексты патриотического содержания в учебный процесс [3].

Изучение дидактических инструментов, способствующих формированию патриотического мировоззрения языковой личности обучающегося с использованием ресурсов иностранного языка, продолжает оставаться актуальным для высшей школы.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть применение «Календаря дат» в процессе обучения иностранному языку как средство реализации воспитательного воздействия, направленного на укрепление патриотического сознания курсанта посредством текстовых заданий.

Применяемый на занятиях по иностранному языку «Календарь дат» предоставляет обучающимся следующие возможности: знакомство с биографиями выдающихся деятелей, которые преданно служили своей Родине; изучение значимых событий из истории нашей страны; осознание мужества и героизма народа. Кроме того, «Календарь дат» способствует углублению и расширению знаний о родном городе обучающихся.

Важную роль в патриотическом воспитании курсантов играет внимание к краеведческому материалу, который помогает связать иноязычную коммуникацию с личным опытом обучающихся и позволяет им использовать в обсуждениях те факты и события, с которыми они сталкиваются в реальной жизни. Следует подчеркнуть, что лингводидактические упражнения «Календаря дат», затрагивающие темы патриотизма, вызывают активный интерес и положительный отклик у курсантов.

Работа над аналитическими, ситуационными и творческими заданиями, имеющими воспитательную ценность, способствует формированию уважения к историческому прошлому народа, его достижениям и подвигам. В процессе анализа фактического содержания информационных материалов у курсантов происходят не только количественные, но и качественные изменения в речевой системе, что позволяет им глубже осмысливать духовно-нравственные принципы, ценности и традиции своего народа.

Для составления заданий применяются разнообразные методы: информационно-рецептивный метод помогает усваивать новые знания, репродуктивный метод направлен на повторение и закрепление материала, эвристический и исследовательский методы способствуют развитию критического мышления и самостоятельности, а метод проблемного изложения стимулирует поиск решений и активное участие в обсуждении

Применение «Календаря дат» в учебном процессе предполагает последовательное формирование и развитие лексических и грамматических навыков, а также укоренение патриотического аспекта в языковой личности обучающегося.

Анализ результатов работы позволяет утверждать, что комплексный подход к учебно-воспитательной деятельности, при котором иностранный язык используется не только как предмет изучения, но и как инструмент воспитательного воздействия, значительно способствует развитию языковой личности курсанта. Такой подход помогает интегрировать языковую практику с ценностями и традициями, что делает обучение более целостным и значимым.


Пристатейный список:
1.	Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. – Л.: АДД, 1984. – 354 с.    
2.	Макаренко А.С. Педагогические работы 1936–1939 // Педагогические сочинения: в 8 т.  – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 809 с. 
3.	Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Патриотическое воспитание студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4 (95). – С. 172–175.  
4.	Путин В.В. Из выступления перед участниками Всероссийского патриотического форума и лауреатами Национальной премии «Патриот-2022» // Сайт Министерства просвещения России [Электронный ресурс]. – URL:https://edu.gov.ru/press/6316/v-moskvei-sankt-peterburge-vruchili-nacionalnuyu-premiyu-patriot-2022/ (дата обращения: 12.01. 2024).  
5.	Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: научная литература. – М.: Педагогика, 1974. – 439 с.   
6.	Шакирова Т.И. Текст как одно из основных средств патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку // Lingua mobilius. – 2009. – № 3 (17). – С. 197–205.


Библиографическая ссылка

Малыхина Н.И., Даценко Д.Р. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 1;
URL: vpd.esrae.ru/ru/41-180 (дата обращения: 03.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 37 | За неделю: 37 | Всего: 37


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода