Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
В философии существуют различные концепции цивилизации, которые представляют оригинальные взгляды ученых на общество, его взаимодействие с объективной реальностью и перспективы развития. Наиболее значимыми являются индивидуализм, коллективизм, эволюционизм, детерминизм, глобализация, постмодернизм. Каждая из названных концепций отражает многогранность цивилизации и определяет уникальный вектор ее развития. Однако происходящие в последнее десятилетие события мировой истории свидетельствуют о том, что 2000 лет человечество живет в эсхатологическом времени. Эсхатологическое время характеризуется тем, что цивилизация представляет собой, по образному выражению епископа Афанасия (Евтича), «игровое поле чудес и знамений Божиих» [1, с. 54]. При этом важно понимать, что чудеса Божии имеют обращенность к последним временам, к тому, что Бог, который с такой легкостью уже сделал в истории цивилизации столь великие дела, еще будет творить. Бог влечет человечество за Собой, приглашает его к более глубокому общению с Собой. Таким образом, витальные установки становятся все сильнее, что приводит к высвобождению колоссальной энергии.
Высвобождение колоссальной энергии имеет своим следствием тектонические цивилизационные сдвиги, которые сопровождаются не мирными демонстрациями, философскими дискуссиями, социологическими исследованиями, но, как теперь принято говорить, прокси войнами – жестокими, алогичными, когда все против всех. Почти не осталось стран, которые не были бы вовлечены в эти проски войны. Их ключевая идея заключается в борьбе Бога, олицетворяющего свет и дающего цивилизации ценности, задающие вектор развития, со Злом, олицетворяющего мрак и дающего цивилизации ценности, программирующие на самоуничтожение.
В этой борьбе эсхатологическая позиция православных христиан определяется крестной любовью к Богу, приводящей их к воскресению. Епископ Афанасий (Евтич) подчеркивает: «Воскресение не наступит, если мы не пройдем через опыт распятия» [1, с. 56]. Россия здесь и сейчас возглавляет процесс консервативно-революционного возвращения к основанию, к истоку, к матрице, к православным духовным ценностям. 25 октября 2022 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время открытия Всемирного русского народного собора отметил: «От того, насколько общество будет верно заветам своих отцов и преданно непреходящим духовным и нравственным ценностям, зависит будущее России, а в глобальном плане – человеческой цивилизации» [2]. И далее: «Наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века всего, духов злобы поднебесных» [2].
Русские воины одними из первых стали на защиту православных духовных ценностей. На войне, как известно, атеистов не бывает. Воинское сообщество наиболее восприимчиво к слову Божьему, вследствие чего отличалось не только милосердием, но и исключительным благородством. В самых трудных испытаниях воинам помогали молитвы – обращение к Богу или Его святым для покаяния или испрашивания милости. Молитва относится к диалогическому жанру, поскольку представляет собой ответ человека верующего на изошедшее от Бога слово [3, с. 157]. Молитва – это совершенный религиозный акт, диалог, разговор с Богом, который дает воинам духовную пищу, силы выполнять свою тяжелую работу, приводя их в определенное нравственное состояние.
Воинскими молитвами являются «Тропарь Кресту и молитва за Отечество», «Молитва ко святому Ангелу хранителю», «Молитва перед началом всякого дела», «Молитва по окончании дела», «Молитвы святому Николаю», «Молитва Святому Благоверному князю Александру Невскому», «Молитва Великомученику Георгию Победоносцу», «Молитва за русский народ», «Молитва о спасении России», «Молитва перед сражением», «Победная благодарственная песнь Матери Божьей» и мн. др. Это древние и очень красивые молитвы. В качестве примера приведем текст молитвы Великомученику Георгию Победоносцу:
О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Умоли Человеколюбца Бога, скорый помощниче всех призывающих тя. Да не осудит нас, грешных, по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости и подаст православному Отечеству нашему и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление; да укрепит государство Российское непременяемым миром и благословением; изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукавого, тяжких воздушных мытарств его, и неосужденными предстати престолу Господа славы. Аминь [4, с. 569–570].
Молитвы читаются. Их звуковое воплощение обычно реализуется в форме псалмодического чтения – особой манеры произнесения, суть которой заключается в интонировании на одном звуке. По наблюдениям К. Кончаревич, подобная манера произнесения является «первой ступенью вокально-мелодической организации сакрального текста, маркером, дифференцирующим его от текста профанного» [5, с. 631]. При этом необходимо обратить внимание на то, что достижение определенного нравственного состояния в процессе псалмодического чтения молитвы определяется фонетическими средствами, а именно характеристиками гласных звуков. Гласные звуки и их сочетания в молитвах аккумулируют в себе максимум энергии. Они формируют синкретическое звучание канонического молитвенного чтения, объединяющего акустические свойства чтения и пения.
Рассмотренная выше особенность воинских православных молитв обусловливает появление особого жанра русской духовной литературы – молитвословного стиха. Особенно интенсивно произведения, относящиеся к жанру молитвословного стиха, появляются в периоды мировых войн и локальных военных конфликтов ХХ-XXI веков. Здесь следует обратить внимание на то, что молитвенная традиция в произведениях интересующего нас жанра может реализовываться в двух вариантах, а именно: молитвы как жанра и молитвы как сюжета произведения.
Соборная молитва – это коллективная молитва, которая возносится о соглашении сыновей и дочерей Божьих, объединенных единой верой и надеждой на всемогущую руку спасающего Господа.
Соборная молитва перед иконой Казанской Божьей матери, возносимая русскими женщинами о даровании побед русскому воинству, воссоздана С. Городецким в стихотворении «У Казанской» (1915 г.). Например:
Дай же, Дева, Пречистая, / Нашей силе торжество! [6, с. 27].
В основу лирического произведения С. Городецкого легли различные молитвенные тексты, в том числе: «Тропарь, Глас 4» [7, с. 108], «Молитва образу Казанской Божьей Матери» [7, с. 108], «Акафист пресвятой Богородице, в честь иконы ее Казанской, Кондак 1» [8]. Таким образом, автор соединяет образ Богородицы с Казанской иконы, почитаемый в русской православной культуре как покровительницы войска, с образом молящихся женщин в едином лирическом пространстве. Стихотворение написано в форме диалога, в котором ответ Богородицы передан с помощью следующей строки:
У Казанской Божьей Матери / Дивно светел вечный взгляд [6, с. 28].
В поэтическом переложении С. Городецкого образ Казанской Божьей Матери отличается от акафистных первоисточников. Так, в молитвах Божья Матерь предстает в роли просительницы за людей, а в стихотворении – в роли спасительницы Отечества.
В стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941 г.) повествование о соборной молитве включается в структуру лирического сюжета. Автор стихотворения рассказывает о духовных ценностях своего народа. Он отражает в своем произведении людей, которые взывают на защиту русского солдата: живых
усталые женщины… / …вслед нам шептали: – Господь вас спаси!..
и мертвых
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся / За в Бога не верящих внуков своих [9,с. 96].
Встраивание соборной молитвы в структуру сюжета символизирует в описываемом лирическом произведении К.М. Симонова православные духовные основы русского национального характера, который представлен в образе солдата как одного из ярчайших выражений русского православного понимания лирического героя – воина и патриота. Такое понимание лирического героя автор дополнительно усиливает отсылкой к православной символике:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил [9, с. 97].
И в XXI веке традиция молитвословного стиха продолжает развиваться. Прежде всего, сказанное относится к лирике, посвященной специальной военной операции. Так, С. Арутюнов, доцент Литературного института им. А.М. Горького, написал стихотворение-молитву:
Господи, слышишь ли? Не тяни,
Коль на расправу скор:
То, что свершается в эти дни,
Слава или позор?..
Мы, что обязаны пасть листвой,
Выйдя за окоем,
Ищем своих, только кто нам свой?
Тот, с кем светло, как днем!
Тот, чья над миром ясна звезда,
Кто бы там ни был с ней.
Господи Боже, сойди с Креста,
И погибать не смей! [10, с. 25].
Это лирическое произведение пронизано верой в спасительную силу молитвы. Однако, в отличие от проанализированных выше лирических произведений, стихотворение С. Арутюнова характеризуется активной жизненной позицией автора, который не просто молится, но он хочет получить ответы на свои вопросы. По сути это именно диалог автора с Богом. Лирический герой произведения предпринимает попытку восстановить гармонию мира в процессе молитвы. Это характерно для православного мирочувствования. Еще И. Златоуст отмечал: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти» [11, с. 542–543].
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что в русской поэзии авторское молитвотворчество на основе канонических молитв представлено многопланово и ярко. В сознании авторов соборная и личная молитвы предстают как духовное оружие в борьбе за души современников. При этом солдат как главный лирический герой отличается духовной силой. Православное и патриотическое чувство, соединяясь в единое целое, образуют сложный синтез, который дает воинам духовную пищу, силы выполнять свою тяжелую работу в борьбе со Злом.
Пристатейный список:
1. Афанасий (Евтич), епископ. Эсхатон в нашей жизни / Православная община. –1998. – № 44. – С. 52-62.
2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5971182.html/ (дата обращения: 04.11.2023).
3. Бугаева И.В. Молитва как особый жанр современной православной публицистики / Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сборник научных трудов. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2006. – С. 157-164.
4. Молитвослов на всякое прошение души. – М.: «Именинник», «Глаголъ», 2011. – С. 569-570.
5. Кончаревич К. О некоторых специфических маркерах метаструктуры литургического дискурса / Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24–26 апреля 2007 г.: в 2 т. – Т. 1. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 630-635.
6. Городецкий С.М. Четырнадцатый год. – Пг.: Лукоморье, 1915. – 60 [4] с.
7. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы / авт.–сост. С. Алексеев. – СПб.: Библиополис, 2012. – 304 с.
8. Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской. Кондак 1 / Библиотека православной литературы. [Электронный ресурс]. – URL: http:/www.librarium.orthodoxy.ru/akafist/kazansk.htm/ (дата обращения: 03.11.2023).
9. Симонов К.М. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1990. – 464 с., портр. (Б-ка поэта. Малая сер.).
10. Своих не бросаем! Книга стихотворений / Сост.: В.А. Силкин, И.Е. Витюк. – М.: Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе, 2022. – 104 с. (Современная военная поэзия: книжная серия ЦДРА).
11. Иоанн Златоуст. Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 т. – Т. 1: в 2 кн. – Кн. 2. – 2-е изд. – СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896. – 899 с.
Библиографическая ссылка
Степанов С.О., Долбилин К.А., Фомаиди П.К., Кауфман А.В. ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНСКИХ СТИХОТВОРНЫХ МОЛИТВ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРА // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 1;
URL: vpd.esrae.ru/ru/41-179 (дата обращения:
04.05.2025).