ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
Тимошенкова Г.Ю. 1

1. Военная академия

В современной педагогике представление о личностно-ориентированном содержании образования заключается в том, что во главе угла стоит деятельность обучающегося, его осознанное образовательное и личностное развитие. «Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения» [1, с. 44]. Этот тип обучения стал основой образовательной деятельности по нескольким причинам:       

- во-первых, в результате его применения наиболее активно развиваются природные способности обучающихся;

- во-вторых, стимулируется личная ответственность субъекта за результаты обучения;    

-- в-третьих, укрепляется возможности уверенность человека в своих умениях и перспективах профессионального роста.

Данные положения с успехом применяются в обучении иностранных военнослужащих русскому языку.

Поскольку деятельностный аспект обучения может быть разделен на три вида деятельности (предметной, т.е. связанной с особенностями учебной дисциплины; индивидуальной, т.е опирающейся на личностные характеристики обучающихся; и преподавательской, т.е. отражающей возможности и компетентность педагога) [1, с. 44], рассмотрим их каждую в отдельности.

Предметная деятельность в преподавании русского языка как иностранного (РКИ) – это использование современных методов обучения ИВС русскому языку в соответствии с учебными программами и планами.

Индивидуальная деятельность – это учет возможностей и достигаемых результатов обучения деятельности субъекта при решении учебно-познавательных задач.

Этапы данного вида деятельности: сначала осознание необходимости прикладывать значительные усилия для получения новых знаний, умений и навыков; поиск опор для решимости справляться с возникающими трудностями; за ним следует неизбежный этап рефлексии, когда обучающийся сомневается в своих возможностях, уточняет способы и ресурсы для преодоления преград; и наконец этап активности, когда обучающийся наметил собственные пути в предстоящей учебной работе, обнаружил аналогии в уже изученных языках (или в родном) и в русском языке, получил необходимую помощь от преподавателя и товарищей по группе и научился проектировать свою образовательную деятельность на кратких и длинных отрезках обучения.

Преподавательская деятельность в работе с ИВС заключается не только в реализации образовательного процесса в аспекте современной методики, но и учет национально-культурных особенностей обучающихся, морально-психологического климата в воинском коллективе. Любая педагогическая работа требует глубокого осмысления собственно учебного процесса; его целей, учебно-методических задач каждой из его организационных форм и т.д. Наиболее сложной задачей преподавателя является управление познавательной деятельностью ИВС, которая реализуется как благодаря методам педагогического проектирования и контроля, так и  методам индивидуальной работы с обучающимися.

Таким образом, ядром деятельностного содержания образования является подход от пассивной деятельности обучающегося по освоению учебного предмета к внутреннему личностному убеждению о важности и успешности обучения, а далее – к освоению культурно-исторических достижений страны изучаемого языка [2, с. 107].

Как уже было сказано выше, внутри индивидуальной деятельности обучающегося неизбежен этап рефлексии. Отметим характерные черты этого этапа, наблюдающиеся у иностранных обучающихся.

Рефлексия – чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д.).

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности обучающиеся не смогут усвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает ИВС сформулировать результаты, скорректировать цели дальнейшей работы, свой образовательный путь [3; 4].

Рефлексивная деятельность позволяет обучающемуся осознать индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» благодаря анализу его предметной деятельности и ее продукта, он ярче проявляет себя в тех областях бытия и способах деятельности, которые соответствуют его индивидуальности.

Рефлексия как образовательная деятельность относится к 2 областям: онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, и психологической, обращенной к субъекту деятельности и к ней самой.

Этапы методики организации рефлексии ИВС:

- временная остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Если обучающийся решал задачу и встретился с непреодолимой трудностью, то решение приостанавливается и все внимание обращается к анализу алгоритма действий;

- восстановление последовательности выполненных действий;

- изучение последовательности действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленной задачи и т. п.;

- формулирование результатов рефлексии, гипотеза о предстоящей деятельности;

- проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

При введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс приходится сталкиваться с проблемой, когда ИВС не испытывают потребности осознать свое развитие, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности. Привыкнув к объяснениям преподавателя, ИВС могут не осознавать необходимость воспроизводить и заучивать услышанное, В результате такой остановки учение происходит неосознанно, а значит и неэффективно.

Поэтому обучать рефлексии надо с начального периода обучения в России, обращая внимание ИВС на то, что они делают, что с ними происходит. Способы здесь различны: устное обсуждение, письменное констатирование и т.д. [5].

Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение, и тогда последующая рефлексия есть осознание способов достижения целей.

Итак, деятельностный подход в обучении ИВС русскому языку как иностранному означает  использование интегрированной педагогической технологии, которая опирается на предметную деятельность по учебной дисциплине (РКИ), личностно-ориентированное обучение и преподавание на основе современных методик. «Предметная деятельность на уровне теоретического содержания обучения имеет в себе функцию источника этого содержания, на уровне предмета – это систематизирующий фактор, на уровне учебного материала воплощает принцип структурирования учебного материала» [4, с.159]. Центральной категорией является субъективная индивидуальная деятельность обучающегося, которая представляет собой процесс самопроектирования своего обучения и познания.


Пристатейный список:
1 Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика, 2002, №6, С. 44.
2 Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование, 2003, № 8, С. 107. 
3 Хуторской А.В. Современная дидактика/ учебное пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007, 639 с.
4 Тимошенкова Г.Ю. Особенности личностно- и коммуникативно-ориентированной методики обучения иностранцев на подготовительном курсе военного вуза // Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе: Материалы второй всероссийской научно-практ. конференции с международным участием; ч. 2, Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. С. 159-161. 
5 Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвострановедение в теории и практике обучения иностранным языкам. – Саранск: Мордовский ун-т, 1993. 124 с.


Библиографическая ссылка

Тимошенкова Г.Ю. АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 1;
URL: vpd.esrae.ru/ru/41-176 (дата обращения: 04.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 47 | За неделю: 47 | Всего: 47


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода