ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Корсаков В.А. 1

1. Военная академия

Процессами глобализации, обострения геополитического противостояния стран и народов обусловлено то особое значение, которое придается состоянию и совершенствованию духовно-нравственного воспитания в государственной политике Российской Федерации. Стратегический курс государства на создание в обществе условий для его совершенствования закреплен в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1], в Федеральных государственных образовательных стандартах [2].

Научно-педагогическое осмысление генезиса духовно-нравственного воспитания приобретает особое значение в военно-учебных заведениях, в которых накоплен богатый опыт его организации на основе, прежде всего, боевых (ратных) традиций как значимого ресурса формирования у будущих офицеров духовно-нравственных личностно-профессиональных качеств. Под педагогическим ресурсом отечественные исследователи понимают совокупность средств и условий (материальных и нематериальных, потенциальных и актуальных) используемых для решения задач воспитания и развития личности (В.И. Загвязинский, Т.И. Шамова и др.).

Боевые традиции как содержательный компонент духовно-нравственного воспитания курсантов военных вузов — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы отношений в армии в виде ритуалов, норм поведения, базовых национальных ценностей, установок и обычаев.

На современном этапе духовно-нравственное воспитание курсантов военно-учебных заведений на боевых традициях Российской армии приобретает особое значение по целому ряду причин. Во-первых, в настоящее время, как никогда, актуальна проблема возрождения духа нации в ее соборности, вере в Отечество для решения стоящих перед Россией задач по завершению реформ во всех областях жизнедеятельности государства, в том числе, и в Вооруженных Силах. Попытка возрождения лучших отечественных ратных традиций предпринимается на государственном уровне. Так, в мае 2006 года Указом Президента России было введено почетное звание «Город воинской славы» [4]. К настоящему времени в число городов воинской славы вошли: Курск, Орел, Белгород, Ельня, Ржев, Елец, Луга, Ростов на Дону, Воронеж, Полярный, Туапсе, Новгород Великий, Великие Луки и Дмитров. Практическая реализация данного Указа ограничилась лишь объявлением соответствующих городов, минутными роликами по центральному телевидению о каждом из них и мероприятиями в самих городах, чего явно недостаточно

Во-вторых, проблема духовно-нравственного воспитания курсантов на боевых традициях Российской армии прямо связана с обеспечением одной из составляющих национальной безопасности страны - духовной безопасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается необходимость духовного обновления России и, в этой связи, подчеркивается, что приоритетная задача обеспечения национальной безопасности «включает в себя. защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения… сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма и культурного потенциала страны» [5].

В-третьих, достаточно явно проявляется общая тенденция возрастания последствий развития техногенного общества с ярко выраженной бездуховностью, культами насилия, с одной стороны, жаждой денег и легкой наживы, с другой. Одновременно с этим в сознание молодежи привносится всеми техническими достижениями массовой культуры образец «американской демократии» с войной в зоне жизненно важных интересов США и кажущейся непобедимостью их армии, что особенно опасно при отсутствии должной активной пропаганды лучших отечественных воинских традиций.

В-четвертых, бездуховность способствует проявлению ранее выделенных негативных факторов, все больше разъединяющих общество.

В-пятых, отношение к отечественной истории не всегда было объективным, имело много крайностей в ее прочтении, что, несомненно, отрицательно сказалось на духовно-нравственных традициях российского общества

В-шестых, духовно-нравственное воспитание курсантов на боевых традициях Российской армии тесно связано с укреплением морального духа войск, традиционно актуальным для отечественной системы образования и воспитания, военно-педагогической, военно-психологической науки и практики.

   Проведенный анализ работ российских  исследователей  (В. В. Дудулин [6], Т. С. Просветова [7]., В. И. Пашков и В. А. Ситаров [8]) позволил выделить педагогический потенциал отечественных  боевых  традиций как содержательного компонента духовно-нравственного воспитания:  бескорыстное служение  своему народу и государству; самоотверженность, самопожертвование ради достижения общих целей; уважение к истории и культуре Отечества; верность воинскому долгу; взаимопомощь, защита знамени и командира в бою. Эти традиции представляют ценностно-смысловое ядро содержания и технологий интеграции традиций и инноваций в духовно-нравственном воспитании курсантов военного вуза.


Пристатейный список:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения: 01.11.2024).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.10.2024).
3. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска [Электронный ресурс]: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2008. 120 с. URL:https://library.utmn.ru/dl/PPS/Zagvyazinskiy_V.I.Praktich.metod-iya_pedagog.poiska.2008.pdf.
4. Об условиях и порядке присвоения почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы". Указ Президента РФ от 1 декабря 2006 г. № 1340 URL: https://base.garant.ru/190284/ (дата обращения: 03.11.2024).
5. Концепция национальной безопасности.  Указом Президента РФ от 20.01.2000 г. № 24. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25677/ (дата обращения: 03.11.2024).
6. Дудулин В.В. Воинские традиции как основа воспитания защитников отечества: историко-педагогический анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №5. С. 94-98.
7. Просветова Т.С. «Долг» как компонент аксиологической основы духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование: методология, теории и технологии (посвящается 100-летию кафедры педагогики ВГУ): материалы Международной научно-практической онлайн-конференции, Воронеж, 17-18 февраля 2022 г. / [под общ. ред. Л. В. Ковтуненко, Л. А. Кунаковской, О. Б. Мазкиной]. – Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2022. С.81-83.
8.  Ситаров В.А., Пашков В.И. Религиозно-православные традиции военнослужащих российской армии конца XIX - начала XX вв. // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №10. С. 324-330.


Библиографическая ссылка

Корсаков В.А. БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 5;
URL: vpd.esrae.ru/ru/39-172 (дата обращения: 03.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 46 | За неделю: 46 | Всего: 46


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода