ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Извеков Л.Ю. 1

1. Военная академия

Современный этап мирового развития характеризуется борьбой за определение направленности цивилизационного выбора. С одной стороны устоявшаяся гегемония США, поддерживаемая блоком НАТО, продолжает диктовать мировому сообществу тот вариант мироустройства, который будет обслуживать интересы и потребности «мирового гегемона». Данный процесс сопровождается разрушением культурного кода «малых государств», как системной основы их национальной самоидентификации, с последующим подчинением модели однополярного мира.

Этому процессу противостоит Россия и ее ближайшие союзники Китай и КНДР, отстаивая традиционные национальные ценности, которые, несмотря на национальные различия, имеют исторически общую духовно-нравственную основу. Большая роль в историческом процессе формирования общей ценностной основы принадлежит советскому периоду российского государства.

В Советском Союзе целью процесса нравственного воспитания военнослужащих было формирование высоконравственной личности, преданной ценностям и целям социализма, отражающим государственную идеологию.  Основой системы  воспитания военнослужащих Советской Армии являлся комплексный подход,  интегрирующий идеологическое, морально-нравственное, трудовое, физическое, эстетическое,  коллективистическое воспитание. Особое внимание уделялось воспитанию сознательной дисциплины.  Большую роль в процессе воспитания военнослужащих выполняли политические организации (партийная и комсомольская) и армейская общественность,  Наряду с проводившейся идеологической (партийно-политической) работой их деятельность была направлена на сплочение воинских коллективов, воспитание товарищества, войскового братства, взаимопомощи.  Основными методами воспитания являлись: убеждение, беседа, личный пример, соревнование, общественное мнение, что не исключало применение наказания. Основными формами воспитания были политинформации, собрания, митинги, читка газет, разъяснение приказов, культпоходы в театр, кино, на выставки. Значимую роль в воспитании военнослужащих выполняло информирование о героическом прошлом народе и его лучших сынов как основы преемственности боевых традиций, воинских ритуалов, символов, а также формирования боевых личностно-профессиональных качеств: храбрости, мужества, решительности и стойкости в обороне; высокого порыва в наступлении. Система методов и форм воспитания  характеризовалась гибким и творческим подходом, обусловленных военно-политической обстановкой, мирным временем или условиями боевых действий, а также  особенностями личного состава.

В послевоенный период (1946 год) оформилась единая система политической подготовки солдат и сержантов, характеристиками которой были: учебные планы, подготовка руководителей групп политзанятий посредством единой формы – семинаров; введение должности помощника руководителей групп политзанятий. Большое внимание в этот период уделялось изучению боевого опыта, повышению боеготовности частей и подразделений, моральному облику военнослужащих, укреплению воинской дисциплины.

Различные аспекты нравственного воспитания военнослужащих были определены предметом научных исследований Н. И. Алпатова (нравственное воспитание кадетов), В. Ф. Боева (нравственное воспитание на боевых традициях), В. И. Вдовюка (профессионально-этическое воспитание офицера политработника), И. К. Власова (нравственные качества советского воина), М. Г. Журавкова (моральный облик советского воина), С. В. Чуракова (нравственное воспитание суворовцев), и др. [2, 3, 4, 5, 6,7].

Нормативной основой практики нравственного воспитания советских граждан являлся «Моральный кодекс строителя коммунизма» (1961 год), включавший такие нормы как:  «...преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине; ... добросовестный труд на благо общества (кто не работает, тот не ест); ... коллективизм и товарищеская взаимопомощь (каждый за всех, все за одного); ...гуманные отношения и уважение между людьми (человек человеку – друг, товарищ, брат); ...честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; ... дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни» [8].

Результатом советской системы нравственного воспитания являлась подготовка бойцов сильных духом, морально устойчивых, готовых и способных выполнять свой воинский долг в условиях, как мирного времени, так и боевых действий.

В целом, советский опыт нравственного воспитания являет результативный пример формирования личности воина-защитника Отечества, когда нравственное воспитание было неотъемлемым компонентом военной службы. Отличительной особенностью являлась его связь с политической подготовкой, формировавшей мировоззренческие позиции военнослужащих и их ответственность за свою землю, страну, народ, что определяло иерархический приоритет общественно-государственных целей и готовность к самопожертвованию во имя их достижения. Исходя из этого, на современном этапе задача заключается в том, чтобы преемственно сохранить и развить советские традиции нравственного воспитания, помня о том, что опыт военных операций, наглядно демонстрирует их востребованность в условиях боевых действий.


Пристатейный список:
1.	О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения: 01.11.2024).
2.	Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий: автореферат дис. д-ра пед. наук. М. 1946. 41 с.
3.	Боев В. Ф. Воспитание советских воинов на боевых традициях Советской Армии [Текст].  М.: [б. и.], 1951. 38 с.
4.	Вдовюк В.И. Военно-политическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 1983. 53 c.
5.	Власов И. К. Долг, честь и достоинство советских воинов: автореферат дис. канд. ист. наук. Л. 1949. 21 с.
6.	Журавков М. Г. Моральный облик советского воина [Текст]. Москва: Воениздат, 1954. 72 с.
7.	Чураков С. В. Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки: автореферат дис. к. пед. наук.  Магнитогорск, 2011. 21 с.
8.	Моральный кодекс строителя коммунизма. Душанбе: Таджикгосиздат, 1962. 15 с.


Библиографическая ссылка

Извеков Л.Ю. СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 5;
URL: vpd.esrae.ru/ru/39-170 (дата обращения: 03.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 32 | За неделю: 32 | Всего: 32


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода