ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Махамадалиев З.К. 1, Филоненко Л.В. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

Боеспособность армии зависит от организации процесса военно-профессиональной подготовки. Основу боеспособности военнослужащих составляют морально-политическое и психологическое состояние, осознанное отношение к воинскому долгу и выполнению должностных обязанностей, развитие военно-профессиональной направленности. Важным аспектом формирования указанных характеристик является дисциплинирование военнослужащих как значимое направление профессионально-педагогической деятельности должностных лиц. Дисциплинирование военнослужащих достигается посредством организационной и управленческой деятельности командиров. Содержание такой деятельности включает выработку у личного состава дисциплинированного поведения на индивидуальном и коллективном уровнях. Дисциплинированное поведение представляет специфический комплекс личностных и межличностных структур психической регуляции военнослужащих и воинских коллективов. Его основу составляют индивидуальные и групповые социально-психологические процессы, а также управленческо-психологические механизмы дисциплинирования военнослужащих [3].

Выработка индивидуального дисциплинированного поведения как устойчивого качества личности военнослужащего обеспечивается воздействием мотиваторов воинской деятельности (патриотизма, долга, совести, честолюбия и др.), развитием личностных познавательных (нормативной компетентности, нормативной находчивости и др.) и характерологических компонентов (личностной зрелости, коммуникативности, организованности, нервно-психической устойчивости, способности противостоять тяготам военной службы и др.).

Индивидуальная дисциплинированность проявляется в коллективной дисциплинированности. Дисциплинированность воинского подразделения обеспечивается нормативностью группового поведения (кодексом чести), ролевой структурой коллектива (социальными ролями), воинскими традициями и обычаями (историческими, ценностными, повседневными).

На состояние дисциплины в подразделении влияет управленческо-организационная деятельность должностных лиц. Её основу составляют управленческо-психологические механизмы, такие как компетентность, энергичность, последовательность, авторитетность. Эффективность дисциплинирования военнослужащих зависит от отношения должностного лица к своим обязанностям, условий службы, качества межличностных отношений и характера выполняемых задач.

Для повышения качества военно-профессиональной подготовки значимость приобретает зарубежный опыт дисциплинирования военнослужащих на примере Республики Узбекистан (далее – Узбекистан).

Анализ литературы [1; 2] позволил выявить, что в армии Узбекистана дисциплинирование военнослужащих также выступает важным направлением работы командиров с личным составом.

Наряду с рассмотренными выше аспектами в армии Узбекистана эффективность проявляют организационно-управленческие методы дисциплинирования военнослужащих:

- выговор как устное или письменное выражение неудовлетворения поведением или выполнением обязанностей военнослужащими;

- временное ограничение свободы снижение свободы передвижения или действий на определенное время;

- штраф как финансовое наказание за нарушение уставов, правил;

- задержание как лишение свободы на определенный срок;

- увольнение как прекращение контракта с военнослужащим по различным причинам, в том числе за нарушение дисциплины;

- дисциплинарное предупреждение как официальное предупреждение о возможных последствиях за дальнейшие нарушения.

Эти методы используются для поддержания порядка и дисциплины в Вооруженных Силах Узбекистана и обеспечения выполнения задач в интересах обеспечения национальной безопасности.

Наряду с отмеченными в узбекской армии для дисциплинарного воздействия используются также следующие меры воздействия:

- арест как временное содержание под стражей в специальных местах для военнослужащих, обвиненных в серьезных нарушениях;

- увольнение из вооруженных сил с публичным объявлением причин нарушения дисциплины;

- перевод на другую должность, включающий перемещение военнослужащего на другую должность с целью исправления его поведения или повышения качества выполнения должностных обязанностей;

- понижение в звании или должности, представляющее временное или постоянное снижение в звании или должности как меру дисциплинарного наказания;

- перевод в другую часть или подразделение, включающий перемещение военнослужащего в другую часть или подразделение для изменения условий службы;

- дисциплинарное отстранение от службы как временное отстранение от выполнения служебных обязанностей на определенный срок.

Эти меры дисциплинарного воздействия применяются в соответствии с уставами и законами Узбекистана для обеспечения качественной работы вооруженных сил и поддержания высокого уровня дисциплины среди военнослужащих.

Наряду с организационно-управленческими в дисциплинировании личного состава результативность показывают методы психолого-педагогического воздействия (убеждение, поощрение, наказание, упражнение, пример и др.).

Пример является морально-нравственным методом. Его основу составляют не только личная примерность и авторитет командиров, но и военно-практический опыт выдающихся личностей. Узбекская военная теория и практика армии включает примеры военно-профессионального опыта великих полководцев.

Одним из них является Амир Темур, которого знают все военнослужащие, гордятся им и стараются быть такими как он. Темур, известный как Тамерлан, был великим военачальником и стратегическим гением [2]. Одним из основных инструментов управления армией он считал строгую воинскую дисциплину и подчинение приказам, что предопределяло успех в битвах и кампаниях. Несмотря суровость и жесткость, он также проявлял умения мобилизовать свои войска для выполнения сложных задач. Как стратег Темур был известен своими тактическими инновациями, такими как использование мобильных конниц и стратегических ударов в самых уязвимых местах противника. Как воспитатель он был известен своими строгими правилами во время походов. Особое внимание он уделял выполнению запрета на употребление алкоголя и курение, а также нарушениям порядка в лагере. Как харизматический лидер он добивался победы даже в самых трудных условиях, умел мотивировать своих воинов, по заслугам щедро награждал своих военных, а также при необходимости их наказывал. За отвагу, верность и преданность делу, отличие в битвах ил верность и преданность ему он награждал наделами земли, деньгами и другими ценностями. Он мог возвысить своих военачальников до высоких должностей или наградить их титулами и почестями. Несмотря на свою строгость, Темур ценил верных и отважных воинов. Его щедрые награды были мощным стимулом для солдат и командиров выполнять поставленные задачи. В современной узбекской армии военнослужащим со времен Темура запрещено курить и употреблять алкогольную и наркотическую продукцию. Амир Темур был и остается примером для каждого военнослужащего страны.

Примером для современных военнослужащих служит Ислам Каримов, его жизнь и деятельность [1]. Его заслугой является создание профессиональной армии в Узбекистане для защиты своей страны, обеспечения жителям мирной и спокойной жизни. Он всегда обращался к военнослужащим с призывом ощущать себя патриотами, воспитывать у каждого потребность любой ценой защищать свою Родину чего бы это ни стоило. Ислам Каримов своим примером отношения к государству и его гражданам способен воспитывать у настоящих защитников проявления чувства патриотизма в самом широком смысле любви к своей Родине.

Таким образом, опыт военно-профессиональной деятельности Узбекистана включает организационно-управленческие и психолого-педагогические аспекты дисциплинирования военнослужащих, которые реализуются должностными лицами. Особую роль в дисциплинарной практике имеет воспитательный метод примера. Его содержание наполнено опытом жизни и деятельности выдающихся военачальников и государственных деятелей в воспитании патриотизма, профессионализма и дисциплины у молодежи и военнослужащих. Многие из них, будучи мальчишками, восхищались героями – военными и говорили: «В будущем я стану военным».


Пристатейный список:
1.	Каримов, И. Высокая духовность – непобедимая сила Ислама [Текст] / Ислам Каримов. Т.: Маънавият, 2008. 176 с.
2.	Кураган, А.Т. Уложение Темура [Текст]/ Амир Темур Кураган / Т.: Издательство «Фан» АН РУз, 2019. 160 с.
3.	Технологии укрепления воинской дисциплины [Текст]: учебник / Под ред. С.А. Сакуна. М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, 2019. 326 с.


Библиографическая ссылка

Махамадалиев З.К., Филоненко Л.В. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/37-155 (дата обращения: 03.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 143 | За неделю: 143 | Всего: 143


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода