Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Воспитание выступает значимым социокультурным общемировым фактором личностного становления, в том числе в Республике Ангола (далее – Ангола) [1; 3]. В ангольском обществе воспитательная практика реализуется на всех ступенях жизненного пути человека. Фундаментом материализации национальной воли и народного духа, привития любви и преданности Родине, а также регулятором поведения и социальной активности людей служит воспитание патриотизма (патриотическое воспитание).
Воспитание начинается с семьи, где человек делает первые жизненные шаги. Семейное воспитание в Анголе относится к долгу и функциям родителей или опекунов. Среда семьи формирует у детей патриотические качества и черты характера, личностные моральные и этические ценности, гражданственность, самооценку, автономию и самостоятельность, а также ответственность и дисциплину. Социальные функции семьи в Анголе ориентированы на обеспечение здоровья и безопасности, образование и общее благополучие детей, а также развитие у них соответствующих общественным традициям ценностей и норм поведения. Наряду с семьей в патриотическое воспитание ангольцев вовлечены школы и внешкольная деятельность, а также организации профессиональной подготовки, в том числе военно-профессиональные.
Реализация и результативность патриотического воспитания проявляется в общественной и культурной практике, а также профессиональной деятельности. В области культуры её представители (певцы, композиторы, художники, поэты и др.) своим творчеством сохраняют и распространяют национальные традиции, прививают ангольцам очарование и любовь к стране. Спорт, которым увлекается большая часть населения Анголы, посредством достижений ангольских спортсменов прививает гражданам чувство гордости за свою Родину. Патриотизм проявляется у ангольцев в стремлении к защите своего государства ради его развития и совершенствования посредством самореализации в культуре, спорте, науке и военном деле.
Анализ литературы [1 – 4] позволил выявить социальную направленность патриотического воспитания в Анголе, содержание которой включает следующие социально-педагогические ориентиры:
- этнические и племенные учения и традиции Анголы как способы консолидации общества, достижения взаимопонимания и взаимоуважения, воспитания гражданственности и национальной идентичности;
народное творчество, в том числе песни на языках племен и народностей страны, танцы, созидание художественных предметов культуры, как средство сохранения и поддержания исторических народных традиций, в том числе военной службы;
- социально-культурные контенты в обществе и медийном пространстве, содержание, преемственность и распространение которых ориентировано на воспитание патриотических ценностей, социально значимых норм поведения и направленности деятельности, в том числе по защите государства, с учетом государственной идеологии и современного политического и культурно-исторического периода развития ангольского общества.
Их содержание взаимосвязано с образованием, деятельностью и различными отраслями научных знаний, включая теорию и практику истории, географии, экономики, антропологии, социологии, философии, педагогики и психологии, военного дела.
В стране образование и отрасли деятельности ориентированы на подготовку и становление гражданина – патриота страны, осознающего важность поддержания народного единства и защиты национального суверенитета. Это достигается, во-первых, через понимание того, что Родина и нация начинаются с познания истории и сохранения культурно-исторических свершений, ценностей семьи и общества, а также воспитание любви и преданности к Анголе. Во-вторых, через создание условий для реализации патриотического воспитания во всех сферах ангольского общества для укрепления морального духа и национальной слаженности, развития потребности к работе и военной службе, достижения общественных благ и развития государства.
Важную роль в патриотическом воспитании выступают Вооруженные Силы Анголы (далее – ВС Анголы) [2]. Приказы, наставления и уставы обусловливают организацию военной службы, воспитание, обучение и профессиональную подготовку военнослужащих. Знания, навыки, умения, опыт, основанные на национальных и воинских традициях, влияют на поведение и деятельность каждого воина. Ангольская армия как динамичный институт вырабатывает и сохраняет сильные чувства гордости за свою страну, любовь к своему народу и стремление профессионально их защитить.
Эффективность и результативность деятельности ангольских военнослужащих зависят от культа ценностей, таких как: патриотизм, вера в миссию армии, профессионализм, культурность и образованность. Свидетельством этому являются опыт ангольской армии, а также патриотические взгляды ангольских военнослужащих с высокой гражданской и профессиональной позицией.
Так генерал авиации и глава генерального штаба ВС Анголы Алтину Доссантус отмечает важность взаимодействия армии и общества: «Если мы сможем создать точки сближения в образовании нашей молодёжи, тогда общество, которое является нашим собственным домом, будет намного лучше, чем сегодня»[4].
Сержант Луис Эдуардо Силверио добавляет, что «в миссиях, которые мы выполняем, мы вряд ли одиноки. Мы в группе либо с партнером с самого начала нашей военной жизни узнали, что должны заботиться о себе и о нации» [4].
Главный военный врач майор Анна Клаудия полагает, что «нет людей без признательности нации, территории и принадлежности к ним. С детства я научилась культивировать все это, и я передаю эти идеи своим детям и сослуживцам» [там же].
Итак, патриотическое воспитание выступает важным инструментом формирования личности и улучшения имиджа армии и государства. В армии Анголы патриотическое воспитание служит регулирующим средством выражения национальной воли и крепости духа. Оно нацелено на формирование у военнослужащих любви и преданности Родине, стремления стать военным профессионалом.
В ВС Анголы патриотическое воспитание играет фундаментальную роль, исторически закрепленную. Страна пережила трудные периоды в своем развитии. Особенно сложным был период колонизации, от которой государству помогла избавиться патриотически настроенная армия. Основой патриотического воспитания в ходе военной службы и боевой деятельности были и остаются психолого-педагогические формы поддержания морального духа военнослужащих. Они включают мероприятия по информированию личного состава и культурно-досуговые, которые всегда помогали добиваться военных побед. Военные песни и танцы имеют большое значение для ангольцев, они буквально священны для них. Народное и военное творчество до сих пор напоминает об освобождении страны от колонизации и победе над врагами, дает силы для защиты любимой ангольцами страны. В этой связи национальный герой и первый президент Антониу Агостиний отметил, что « борьба продолжается и победа неизбежна».
Таким образом, опыт патриотического воспитания в Анголе имеет социально значимую направленность. Преемственность патриотического воспитания сохраняется в семье, сохраняет преемственность в образовательных и профессиональных организациях. Особое значение в воспитании патриотизма имеют Вооруженные Силы Анголы. Взаимосвязь образовательной, военной и культурной деятельности, а также патриотические традиции и ценности способствует сохранению исторических и развитию общественных достижений, усвоению культурных ценностей семьи и общества, воспитанию любви и преданности к Анголе, укреплению морального духа и национального единства ангольского населения и армии.
Пристатейный список:
1. Воспитание патриотизма у молодежи Анголы [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.Gov.Angola (дата обращения: 09.02.2024).
2. Коупленд, Н. Психология и солдат [Текст] / Н. Коупленд. М.: Воениздат, 1991. С. 11.
3. Tvedten, Inge. Ангола: борьба за мир и реконструкцию / IngeTvedten. Боулдер, Коло-радо: Westview Press, 1997. С. 17-21.
4. Образование, оборона и безопасность Республики Ангола. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.Gov.Angola (дата обращения: 19.02.2024).
Библиографическая ссылка
Алваро Ж.Л., Филоненко Л.В. ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В АРМИИ АНГОЛЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/37-153 (дата обращения:
03.05.2025).