ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ТРУДАХ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПОЛКОВОДЦА У-ЦЗЫ
Коваль В.А. 1

1. Военная академия

Военная доктрина Российской Федерации [1] как  системообразующий документ, отражающий  политику  Российского государства по обороне и обеспечению безопасности нашего государства,  предписывает проводить оценку  и прогнозирование  развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровнях, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий, которые,  в свою очередь,  выявляют  тенденции смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации (РФ). 

С учетом данных тенденций  Стратегия Национальной безопасности РФ [2] к основным целям относит:  повышение уровня защищенности от угроз в экономической, военной, политической, информационной сферах и увеличение эффективности использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ. В долгосрочной перспективе выделяются  приоритеты развития качества человеческого потенциала, его духовно-нравственного становления  и патриотического воспитания,  обеспечивающих  безопасность  и дальнейшее развитие нашей общественно-государственной системы.

Однако, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для нашего государства усиливаются. Это, прежде всего,  постоянно ведущиеся  гибридные  войны с их  деструктивным  ментальным  влиянием  на население  и военнослужащих, обеспечивающих  непосредственную оборону и  безопасность государства. Приказом  №803 Министерства Обороны Российской Федерации (МО РФ) [3] было принято решение о  возобновлении работы  специалистов в области военно-политической работы в войсках (силах), которая, в соответствии с  данным приказом,  определяется как  не просто деятельность, а целостная  многоуровневая, многоцелевая  комплексная работа, включающая  целый ряд разносторонней работы специалистов,    как с личностью отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов,  необходимых для  успешного выполнения задач в условиях мирного и военного времени. Содержание военно-политической работы включает следующие многоплановые и разноцелевые направления: «военно-политическая пропаганда и агитация, военно-патриотическая работа, военно-социальная, культурно-досуговая работа, духовно-просветительская работа и работа с верующими военнослужащими; работа по укреплению правопорядка и дисциплины» [там же].

В процессе военно-политической подготовки основное внимание уделяется изучению военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) вопросов государственного и военного строительства, военно-политической обстановки, предназначения Вооруженных Сил по отражению угроз национальной безопасности; вопросов  отечественной истории, традиций армии и флота, военной педагогики и психологии. Целевое назначение данного комплекса работ и мероприятий состоит в достижении высокого уровня морально-политического и психологического состояния войск (сил) в мирное и военное время.

Одним из первых военных деятелей, обративших внимание на значимость военно-политического компонента обеспечения деятельности армии и войск в условиях войны и повседневной деятельности, являлся  древнекитайский мыслитель Сунь-Цзы, получивший известность как автор трактата  «Искусство войны» [4]. Однако мало, кто задумывается о том,  как продолжили  развиваться его фундаментальные идеи.  Этим человеком стал древнекитайский полководец У-Цзы, автор  двух значительных трактатов о военной теории и практике ведения боя, обеспечения жизни воинов: «Семь военных канонов Древнего Китая» [5], «Об искусстве ведения войны» [6].

Значение трактатов У-Цзы, как и его великого предшественника Сунь-Цзы, не ограничивается рамками древней истории Китая. Они стали первыми   классиками военной стратегии и тактики. Ключевым направлением искусства войны, по мнению У-Цзы,  является духовно-нравственный, моральный компонент личности, ее ценности, установки и взгляды на жизнь, что определяет  убежденность и  морально-боевую готовность воина, его способность выполнять поставленные задачи по обеспечению обороны и защиты Родины в любых условиях ситуации и обстановки.

 Военно-политическая работа на современном этапе  приоритетно выделяет  значимость  военно-политической  пропаганды и агитации, направленных на «обеспечение понимания и поддержки личным составом государственной политики в области обороны РФ, формирования патриотических убеждений»[3]. В данном контексте привлекает внимание  акцент,   который делает У-Цзы на необходимость военно-политического сопровождения: «от чуждых государству «ценностей» необходимо отказаться… и оградить своего подчиненного»,  «единство и полное понимание  целей верховного полководца и подчиненных воинов» [5, с. 22].  У-цзы  подчеркивают важность заботы о народе, его поддержке  и объединения под властью нравственного правителя и мощного государственного аппарата.

Направление работы по пропаганде и агитации включает выполнение задач по введению противника в заблуждение. У-Цзы  подчеркивает:  «Распространяй ложные речи и заставь его (врага) ошибиться» [там же].  В этом высказывании заключается мысль о том, что надо стремиться сломить дух и боевой настрой противника, подавить и полностью деморализовать его еще до начала боя. Вместе с тем  У-Цзы  отдает предпочтение необходимости  анализа сведений  о противнике и использовании   его сильных и слабых сторон: « Если враг суетится — напасть на него. Если он слишком занят —  напасть на него. Если он еще не воспользовался выгодами местности — напасть на него. Если он потерял время и не воспользовался моментом — напасть на него. Если он совершил длительный переход, и задние ряды не отдохнули — напасть на него» [6, с. 48].  

Коррелирует  с современными целью и задачами военно-политической работы акцент, сделанный У-Цзы: «Сущность армии и государства лежит в изучении умов людей» [5, с. 32]. Современные направления, методы, формы военно-политической работы, отраженные  в нормативных документах,  указывают на системную  работу с личным составом, изучение  особенностей, характера,  настроений и мотиваций военнослужащих; их социального положения  и семейного статуса;  взаимоотношений между военнослужащими внутри и за пределами  службы;  исследование близкого круга общения, интересов отдельного военнослужащего с целью контроля его морального состояния, получения  полных  сведений  о морально-политическом  духе и психологическом состоянии военнослужащих, представляющих, в целом,  качественный уровень  боеспособности и боеготовности воинов и армий. Вот почему У-Цзы подчеркивает: «прежде чем поднять свой народ, сначала его должен хорошо знать» [там же, с. 36].

Моральный  компонент  победы также важен и приоритетен  у древнекитайского стратега вплоть до того, что  «если низки моральные качества войска, нельзя его отправлять в поход» [там же, с. 38]. У-Цзы обращает внимание на то, что прежде чем приступать к действиям, к ним надо всесторонне подготовить воина, и в этом помогают те различные направления военно-политической работы, которые  заложены на страницах трактатов мудрого мыслителя и стратега, предопределившего значимость этой работы на долгие века вперед.

У-Цзы  также выделяет важность укрепления дисциплины и законности: «всё должно быть основано на нравственных законах и распространять добродетель, однако эффективным оно может быть только при создании справедливой системы наград и наказаний и постоянном контроле за нею». При этом  «награды и наказания должны быть ясными, незамедлительными и одинаковыми для всех так, чтобы они могли стать неотъемлемой частью». У-Цзы придает огромную, решающую роль дисциплине  в армии: «Если противник приближается бездумно и безрассудно, если знамена и флаги перемешаны и в беспорядке, если люди и кони глядят по сторонам, тогда один отряд может атаковать десять, и они будут беспомощны» [там же, c. 37, 42, 44].   

Значима, по мнению древнекитайского стратега,   роль личного примера и симпатии правителя. «Правитель и государственные чиновники, по определению, должны активно совершенствоваться в признанных всеми добродетелях: гуманности, справедливости, благопристойности, верности, искренности и мудрости…это приведет ...  людей и обеспечит их верность государству» [5, с. 30]. Наряду с этим, У-Цзы выделяет роль личного примера командиров:  «те, что зовутся «командирами» — это люди характера и доблести» [там же].   Особое внимание У-Цзы уделяет сохранению памяти о воинах, отдавших свои жизни для достижения победы над врагом.  В этой связи,  он обращает внимание на  военно-социальное  взаимодействие общества и армии: «государственные мероприятия, проводимые и в военной, и в гражданской сфере, должны быть согласованными для большей эффективности» [6, c. 42].

Таким образом, идеи военно-политической работы получили развитие в трактатах древнекитайского полководца У-Цзы, предвосхитившего их востребованность в последующие столетия.  К ним относятся: идеи военно-политической пропаганды и агитации, военно-патриотической  и военно-социальной работы, работы по укреплению правопорядка и дисциплины, а также духовно-просветительской работы. Значимыми методами военно-политической работы древнекитайский мыслитель выделяет словесные методы (убеждение, информирование) и  практические методы, особенно роль примера. Выделяя формы, У-Цзы подчеркивает значимость как индивидуальных, так и коллективных форм работы с воинами. В целом, мы можем констатировать, что истоки идей военно-политической работы относятся к древнекитайской цивилизации и представлены в работах ее мыслителей и военначальников, одним из которых являлся У-Цзы.


Пристатейный список:
1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 года №приказа 2976).  URL: http// www.carant.ru (дата обращения 18.03.024)    
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ №400 от 02.07.2021).  URL: http// www.carant.ru (дата обращения 20.03.2024)    
3. Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ МО РФ № 803 от 28 декабря 2021 года.URL: http://base.garant.ru/405116179/ (дата обращения 18.03.2024)
4. Сунь-Цзы. Искусство войны / [пер. с древнекит. Н. Кондрат]. М: Издательство АСТ, 2018. 192 с.
5. У-Цзы. Семь военных канонов Древнего Китая. [пер. с древнекит. Ральф Д. Сойер]. М: Издатель: Кузница книг- InterWorld'a, 2014. 181 с.
6. У-цзы. Об искусстве ведения войны [перп. С древнекит. Ральф Д. Сойер]. М: Издатель: Кузница книг- InterWorld'a, 2013. 176 с.


Библиографическая ссылка

Коваль В.А. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ТРУДАХ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПОЛКОВОДЦА У-ЦЗЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/37-151 (дата обращения: 04.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 152 | За неделю: 152 | Всего: 152


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода