Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Психологическое тестирование первокурсников позволяет выявить и устранить трудности, с которыми встречаются курсанты в вузе. С этой целью нами проведен эксперимент для выявления индивидуальных психологических свойств, влияющих на адаптацию к новым для них условиям военной службы.
Для оценки индивидуальных личностных качеств применялась методика Айзенка, в ряде случаев Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ); уровень нервно-психической устойчивости и развитие коммуникативных качеств оценивались с использованием многоуровнего личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» (3 и 4 структурные уровни), методика «Прогноз-2»; уровень поведенческой регуляции, степень ориентации на общепринятые нравственные нормы поведения изучались с помощью методик «Оценка структуры темперамента» (ОСТ), «Военно-профессиональная мотивация» (ВПМ) и «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) [1]. Тестирование проводилось в двух учебных группах нового набора 1 курса 10 факультета в сентябре-ноябре 2023 года.
Проведенное исследование адаптивных способностей курсантов первых курсов показали значительное количество трудностей периода адаптации. Выявленные количественные соотношения уровней развития адаптивных способностей представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Уровень нервно-психической устойчивости курсантов 1-х курсов
Уровень
нервно-психической устойчивости
в % от общей численности поступивших
Высокий
35,1
Средний
40,7
Низкий
24,2
Таблица 2
Уровень коммуникативных способностей курсантов 1-х курсов
Уровень
коммуникативных способностей
(в % от общей численности поступивших)
Высокий
31,3
Средний
35,6
Низкий
33,1
Таблица 3
Уровень адаптивных способностей курсантов 1-х курсов
Уровень адаптивных способностей
в % от общей численности поступивших
Высокий
34,1
Средний
33,6
Низкий
32,3
.
Результаты исследования динамики восприятия морально-нравственных норм и отношение к требованиям непосредственного социального окружения, уровня развития познавательных психических процессов представлены в таблицах 4, 5, 6.
Таблица 4
Уровень моральной нормативности курсантов 1-х курсов
Моральная нормативность
в % от общей численности поступивших
Высокая
22,3
Средняя
52,1
Низкая
29,8
Таблица 5
Уровень поведенческой регуляции курсантов 1-х курсов
Социальная эргичность (уровень социальной активности, вовлеченность в процесс деятельности, уровень тонуса, умственной активности)
в % от общей
численности
поступивших
Высокая
20,4
Средняя
40,9
Низкая
38,7
Социальная пластичность (уровень готовности к вступлению в социальные контакты, к подбору форм общения и иного социального взаимодействия)
Высокая
36,8
Средняя
34,3
Низкая
28,9
Социальная эмоциональность (эмоциональное реагирование на успехи и неудачи, отношение к результатам деятельности, уверенность в своих силах)
Высокая
27,4
Средняя
37,1
Низкая
35,5
Социальная адекватность (адекватная оценка своего поведения, самокритичность, искренность в ответах)
Высокая
22,8
Средняя
31,2
Низкая
46,0
Курсанты, имеющие группу низкой адаптации, обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое их состояние можно охарактеризовать как пограничное. У 52 % первокурсников преобладает гипертимная акцентуация характера, 23 % - возбудимая, у 16 % - циклотимная, 9 % - застревающие и демонстративные типы.
Гипертимы – в определенные моменты утрачивают чувство долга, легкомысленно ставят на карту свой авторитет, пускаются в сомнительные мероприятия, за многое берутся и ничего не доводят до конца, обладают высоким жизненным тонусом.
Возбудимые личности эмоционально подавлены, аффекты, взрывчаты, тяжеловесны, инертны. Эти люди недостаточно управляемы и нетерпимы к окружающим.
У 16 % курсантов циклотимная акцентуация характера. Им присуще: колебание настроения, резкие его смены, раздражительность на замечания и укоры окружающих, грубость, самоистезания. Серьезные неудачи и нарекания, окружающих углубляют субдепрессивное состояние циклотимов.
Эти краткие описания акцентуированных типов позволяют составить портрет личности, принадлежащей к группе низкой адаптации: пониженный уровень жизненной активности, формальное, безразличное отношение ко многим видам деятельности, характерное стремление к подчинению, пассивный саботаж, ограниченность интересов, отсутствие реальных целей к деятельности по их осуществлению, наличие комплекса неполноценности, частые периоды тоски, поведение часто непредсказуемо, нестандартно [2].
Выводы.
В результате эксперимента выявлено большое количество курсантов, имеющих низкие и средние уровни профессиональной мотивации, адаптивных возможностей; соответственно меньшее количество курсантов, имеющих высокие аналогичные показатели.
Для курсантов первых курсов в 31,4 % случаев характерны проявления психической дезадаптации в виде приспособительных (адаптационных) реакций, наблюдающихся в различные периоды службы. Время возникновения, длительность дезадаптационного периода, характер его течения, повторность возникновения во многом определяются индивидуально-типологическими особенностями.
Учитывая, что процесс психической адаптации имеет стадийный характер и определенную зависимость от индивидуально-типологических особенностей, следующее тестирование мы планируем провести через шесть месяцев для выявления прогностических характеристик предрасположенности к психической дезадаптации.
Пристатейный список:
1. Караванов А.А., Лавлинский В.В., Фактор А.М. Профессиональный психологиче-ский отбор в вузах с подготовкой специалистов для силовых министерств РФ (учебное пособие). - Воронеж: изд.: Научная книга, 2015. – 174 с.
2. Устинов И.Ю., Караванов А.А. Методики и технические средства психологической диагностики в системе профессионального психологического отбора военнослужащих России и зарубежных стран: сравнительный анализ Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2017. – 332 с.
Библиографическая ссылка
Пирожников В.А., Караванов А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЕННОГО ВУЗА, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/37-147 (дата обращения:
25.06.2025).