ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Психологические науки
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЕННОГО ВУЗА, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Пирожников В.А. 1, Караванов А.А. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

Психологическое тестирование первокурсников позволяет выявить и устранить трудности, с которыми встречаются курсанты в вузе. С этой целью нами проведен эксперимент для выявления индивидуальных психологических свойств, влияющих на адаптацию к новым для них условиям военной службы.

Для оценки индивидуальных личностных качеств применялась методика Айзенка, в ряде случаев Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ); уровень нервно-психической устойчивости и развитие коммуникативных качеств оценивались с использованием многоуровнего личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» (3 и 4 структурные уровни), методика «Прогноз-2»; уровень поведенческой регуляции, степень ориентации на общепринятые нравственные нормы поведения изучались с помощью методик «Оценка структуры темперамента» (ОСТ), «Военно-профессиональная мотивация» (ВПМ) и «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) [1]. Тестирование проводилось в двух учебных группах нового набора 1 курса 10 факультета в сентябре-ноябре 2023 года.

Проведенное исследование адаптивных способностей курсантов первых курсов показали значительное количество трудностей периода адаптации. Выявленные количественные соотношения уровней развития адаптивных способностей представлены в таблицах 1, 2, 3.

 

Таблица 1

Уровень нервно-психической устойчивости курсантов 1-х курсов

 Уровень

нервно-психической устойчивости

в % от общей численности поступивших

Высокий

35,1

Средний

40,7

Низкий

24,2

 

 Таблица 2

Уровень коммуникативных способностей курсантов 1-х курсов

Уровень

коммуникативных способностей

 (в % от общей численности поступивших)

Высокий

31,3

Средний

35,6

Низкий

33,1

 

Таблица 3

Уровень адаптивных способностей курсантов 1-х курсов

 Уровень адаптивных способностей

в % от общей численности поступивших

Высокий

34,1

Средний

33,6

Низкий

32,3

.

   Результаты исследования динамики восприятия морально-нравственных норм и отношение к требованиям непосредственного социального окружения, уровня развития познавательных психических процессов представлены в таблицах 4, 5, 6.

 

 

 

Таблица 4

Уровень моральной нормативности курсантов 1-х курсов

 Моральная нормативность

 в % от общей численности поступивших

Высокая

22,3

Средняя

52,1

Низкая

29,8

                                                                                                              

Таблица 5

     Уровень поведенческой регуляции курсантов 1-х курсов

 Социальная эргичность (уровень социальной активности, вовлеченность в процесс деятельности, уровень тонуса, умственной активности)

в % от общей

численности

поступивших

Высокая

20,4

Средняя

40,9

Низкая

38,7

Социальная пластичность (уровень готовности к вступлению в социальные контакты, к подбору форм общения и иного социального взаимодействия)

 

Высокая

36,8

Средняя

34,3

Низкая

28,9

Социальная эмоциональность (эмоциональное реагирование на успехи и неудачи, отношение к результатам деятельности, уверенность в своих силах)

 

Высокая

27,4

Средняя

37,1

Низкая

35,5

Социальная адекватность (адекватная оценка своего поведения, самокритичность, искренность в ответах)

 

Высокая

22,8

Средняя

31,2

Низкая

46,0

 

Курсанты, имеющие группу низкой адаптации, обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое их состояние можно охарактеризовать как пограничное. У 52 % первокурсников преобладает гипертимная акцентуация характера, 23 % - возбудимая, у 16 % - циклотимная, 9 % - застревающие и демонстративные типы.

Гипертимы – в определенные моменты утрачивают чувство долга, легкомысленно ставят на карту свой авторитет, пускаются в сомнительные мероприятия, за многое берутся и ничего не доводят до конца, обладают высоким жизненным тонусом.

Возбудимые личности эмоционально подавлены, аффекты, взрывчаты, тяжеловесны, инертны. Эти люди   недостаточно управляемы и нетерпимы к окружающим.

У 16 % курсантов циклотимная акцентуация характера. Им присуще: колебание настроения, резкие его смены, раздражительность на замечания и укоры окружающих, грубость, самоистезания. Серьезные неудачи и нарекания, окружающих углубляют субдепрессивное состояние циклотимов.

Эти краткие описания акцентуированных типов позволяют составить портрет личности, принадлежащей к группе низкой адаптации: пониженный уровень жизненной активности, формальное, безразличное отношение ко многим видам деятельности, характерное стремление к подчинению, пассивный саботаж, ограниченность интересов, отсутствие реальных целей к деятельности по их осуществлению, наличие комплекса неполноценности, частые периоды тоски, поведение часто непредсказуемо, нестандартно [2].

 

Выводы.

  1. В результате эксперимента выявлено большое количество курсантов, имеющих низкие и средние уровни профессиональной мотивации, адаптивных возможностей; соответственно меньшее количество курсантов, имеющих высокие аналогичные показатели.
  2. Для курсантов первых курсов в 31,4 % случаев характерны проявления психической дезадаптации в виде приспособительных (адаптационных) реакций, наблюдающихся в различные периоды службы. Время возникновения, длительность дезадаптационного периода, характер его течения, повторность возникновения во многом определяются индивидуально-типологическими особенностями.

Учитывая, что процесс психической адаптации имеет ста­дийный характер и определенную зависимость от индивиду­ально-типологических особенностей, следующее тестирование мы планируем провести через шесть месяцев для выявления прогностических характеристик предрасположенности к психической дезадаптации.


Пристатейный список:
1.	Караванов А.А., Лавлинский В.В., Фактор А.М. Профессиональный психологиче-ский отбор в вузах с подготовкой специалистов для силовых министерств РФ (учебное пособие). - Воронеж: изд.: Научная книга, 2015. – 174 с.
2.	Устинов И.Ю., Караванов А.А. Методики и технические средства психологической диагностики в системе профессионального психологического отбора военнослужащих России и зарубежных стран: сравнительный анализ Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2017. – 332 с.  


Библиографическая ссылка

Пирожников В.А., Караванов А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЕННОГО ВУЗА, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 3;
URL: vpd.esrae.ru/ru/37-147 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 196 | За неделю: 196 | Всего: 196


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода