Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Проблема информационной безопасности государства и общества стала одной из наиболее острых и актуальных проблем современного мира. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к расширению возможностей обмена данными между разными регионами планеты, росту доступа к информации различного характера, но, вместе с тем, сделало уязвимыми для манипуляций огромные массы людей, поставило вопрос о возможности и необходимости защиты государством своих граждан.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечено увеличение масштабов использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств [1]. Часто в такую деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом активно использующие возможности информационных технологий [2]. Особо сильное влияние оказывается на население России, в первую очередь на молодежь, в попытке изменения и дискредитации традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Следствием данной тенденции становится выдвижение на первый план задачи обеспечения государственной и общественной информационной безопасности, реализуемой через противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации; пресечение деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации [3].
Важным шагом на пути защиты государства и общества от информационных угроз стал Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где нашла отражение идея о необходимости ориентировать государственную политику РФ на сохранение и укрепление традиционных ценностей [4]. Главным фактором защиты российских ценностей становится активная воспитательная, образовательная и политическая работа с молодежью, направленная на формирование толерантности, совершенствование умений успешно налаживать коммуникации с представителями различных групп, уважения к представителям других национальностей, религий, а также развитие патриотизма, знаний истории и традиций своей страны и уважение культуры других стран. Немаловажное значение также имеет повышение уровня критичности мышления, что помогает увеличению способности к сопротивлению внушающим воздействиям со стороны деструктивных антисоциальных групп и объединений. Особо важную роль воспитательная работа приобретает при подготовке специалистов, чья деятельность будет направлена на обеспечение боеспособности страны, безопасности государства, общественной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В этой связи воспитательная и политическая работа приобретает особый вес и государственное значение, отмечено, что именно данный вид детальности является одной из ключевых составляющих обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных Сил России. Результатом признания важности и необходимости политической работы стало создание в структуре Министерства обороны Российской Федерации, помимо Департамента психологической работы, Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации [5]. При этом предполагается, что военно-политическая работа будет способствовать формированию и поддержанию на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, что, в свою очередь, будет выражаться в успешном достижении любых целей служебной деятельности [6].
До недавнего времени, часть задач, касающихся поддержания морально-политического и психологического состояния личного состава, решали психологи служебной деятельности. Признание необходимости и важности военно-политической работы в Вооруженных Силах привело к пониманию дефицита соответствующих кадров и, как следствие, к созданию новых направлений подготовки специалистов в военных вузах.
Так, Военный университет им. Князя Александра Невского Министерства обороны РФ в 2024 году в очередной раз объявил набор на специальность 37.05.02. Психология служебной деятельности. Однако, среди перечня специальностей, по которым Военный университет имеет право осуществлять образовательную деятельность есть специальность 56.05.08. Военно-политическая работа, квалификация «Специалист в области военно-политической работы. Преподаватель» [7].
Также приглашают абитуриентов поступать на специальность по военно-политической работе Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (56.05.08 Военно-политическая работа, квалификация «Специалист в области военно-политической работы). Преподаватель» [8] и Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (56.05.08 Военно-политическая работа, квалификация «Специалист в области военно-политической работы. Преподаватель») [9].
Кроме того, подготовку по данному направлению осуществляет Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище [10].
С целью совершенствования данного вида работы в 2020 году Указом президента была организована военно-политическая работа в Росгвардии [11]. В Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации традиционно занимающимся подготовкой специалистов-замполитов (до 1991 года институт носил название Высшее политическое училище МВД СССР имени 60-летия ВЛКСМ, целью которого была подготовка квалифицированных кадров политработников) сегодня существует две программы специалитета, интересующего нас направления.
До недавнего времени в военном институте велась подготовка только специалистов по программе 37.05.02. Психология служебной деятельности, специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности», выпускники получали квалификацию «Психолог».
Сегодня к данной программе присоединилась программа специалитета 56.05.08. Военно-политическая работа, квалификация «Специалист в области военно-политической работы. Преподаватель» [12].
Еще один университет, для которого психологическая и военно-политическая работа имеют большое значение - Санкт-Петербургский университет МВД РФ, где на настоящий момент готовят только специалистов по специальности 37.05.02. Психология служебной деятельности, специализации «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности» и «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников» [13]. Похожая ситуация и в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя [14].
Обобщая можно отметить, что в вузах Министерства обороны и Росгвардии сегодня чаще всего реализуются две программы специалитета: 37.05.02. Психология служебной деятельности и 56.05.08. Военно-политическая работа. В других ведомственных вузах реализуется только программа 37.05.02. Психология служебной деятельности. В вузах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий также подготовка также ведется подготовка только по специальности 37.05.02. Психология служебной деятельности.
Указом президента РФ от 4 ноября 2022 г. № 798 внесены изменения в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в частности, в компетенции МЧС России включена организация не только воспитательной, но и политической работы [15]. Не вызывает сомнения тот факт, что уровень ответственности, возложенный на сотрудников МЧС России, ведет к возрастанию роли политической и воспитательной работы с ними, поскольку характер морально-политического и психологического состояния личного состава оказывает существенное влияние на собранность, дисциплину и сплоченность коллектива. Любые недостатки такой работы влияют на степень эффективности деятельности, уровень профессионализма, стрессоустойчивость сотрудников. Важность политической работы с личным составом Министерства по чрезвычайным ситуациям обусловлена рядом факторов. Прежде всего, политическая работа способствует формированию у сотрудников МЧС России четкого понимания своей роли и места в системе обеспечения национальной безопасности. Также, политическая работа помогает укрепить моральный дух и сплоченность коллектива, что особенно важно в условиях экстремальных ситуаций. Кроме того, политическая работа с личным составом является важным инструментом для повышения профессионализма сотрудников и улучшения качества их работы. Наконец, политическая работа позволяет поддерживать высокий уровень доверия и поддержки со стороны общества, что является ключевым фактором для успешного выполнения задач, стоящих перед МЧС России.
Вместе с тем приходится констатировать, что зачастую уровень организации воспитательной и политической работы с личным составом МЧС России имеет некоторые сложности, среди которых можно назвать недостаток необходимого уровня психолого-педагогической подготовки должностных лиц, ответственных за проведение такой работы, в то время как ее необходимость и важность не вызывает сомнений, поскольку именно она играет ключевую роль в формировании профессиональной культуры, укреплении морального духа и повышении эффективности работы сотрудников.
В МЧС России уже сформирована система воспитательной работы с личным составом, а вот организация политической работы проходит этап становления. В этой связи возникает несколько существенных проблем.
В нормативные акты силовых ведомств внесены новые понятия «морально-политическое состояние и психологическое состояние», «морально-политические и психологические качества», что требует научного обоснования данных понятий для развития теории и внедрения ее в практическую деятельность. В настоящий момент наблюдается серьезный дефицит соответствующих апробированных психологических и педагогических подходов и методов к формированию данных качеств и состояний. Затруднения вызывает и их формализация.
Кроме того, организация воспитательной и политической работы возлагается, прежде всего на командира (начальника), заместителя командира (начальника), профессиональная деятельность которого направлена на обучение и воспитание подчиненных и тогда достаточно 6 уровня квалификации, в тоже время для выполнения профессиональной деятельности в области организации политической и воспитательной работы на уровне заместителей территориальных органов требуется специалист 7 уровня квалификации, соответствующий уровню специалитета.
Признавая важность политической работы с личным составом, стоит признать, что в структуре МЧС России отсутствует специализированное подразделение такое как, например, в Вооруженных Силах России. Что также приводит к ряду сложностей и отсутствию нужных кадров.
На основании Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [16], Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», приказа МЧС России от 06.03.2006 года № 136 «Об утверждении Кодекса чести сотрудника МЧС России», а так же Методических рекомендаций МЧС России от 26.20.2005 года № 2-5-03-2116 «Методические рекомендации по требованиям, предъявляемым к сотрудникам воспитательных подразделений в системе МЧС России» и ряда других основополагающих документов, в целях подготовки специалистов для качественной организации воспитательной и политической работы в системе МЧС России профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России подготовлена образовательная программа специалитета 37.05.02. Психология служебной деятельности, специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности» по бюджетной очной форме обучения.
Образовательная программа специальности «психология служебной деятельности», специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности» направлена на формирование профессиональных компетенций у специалистов, организующих и проводящих воспитательную работу с личным составом МЧС России в целях улучшения морально-психологического климата в коллективах, укрепления дисциплины и законности, поддержания и восстановления морально-психологического и морально-политического состояния сотрудников.
Данная образовательная программа уровня специалитета направлена на подготовку специалистов в области организации воспитательной работы в системе ФПС ГПС МЧС России для территориальных органов и учреждений МЧС России, которые будут способны: организовывать и проводить воспитательную и политическую работу; обеспечивать формирование у личного состава чувства патриотизма, осознанного отношения к выполнению служебного долга; проводить работу по поддержанию служебной дисциплины и высокого уровня морально-политического и психологического состояния.
Основу подготовки специалиста в области политической и воспитательной работы составляют дисциплины специализации - психология деструктивного информационно-психологического воздействия, теория и методика воспитательной работы, морально-психологическое обеспечение служебной деятельности и др.
Процессу формирования специалиста, способного организовывать политическую и воспитательную работу с личным составом МЧС России, выполняющим служебные задачи по предназначению будет способствовать изучение таких дисциплин как история России, основы Российской государственности, организация пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, тактическая медицина, правовое регулирование борьбы с коррупцией, основы теории национальной безопасности, радиационная, химическая и биологическая защита, организация гражданской обороны, огневая подготовка, организация службы и подготовки.
Сформированные в результате освоения образовательной программы компетенции специалиста могут быть востребованы в территориальных органах МЧС России, в учреждениях МЧС России, в штате которых предусмотрены подразделения воспитательной и политической работы, а также сотрудники, назначенные для организации и проведения воспитательной и политической работы.
Несмотря на очевидную значимость подготовки специалистов МЧС России в области организации воспитательной и политической работы проблемными вопросами остаются вопросы регламентации деятельности специалистов и внедрение в штат сотрудников, выполняющих функции организации и проведения политической и воспитательной работы. На данный момент идет разработка нормативных документов, в которых наряду с воспитательной работой будет регламентирована политическая работа в подразделениях МЧС России.
Кроме того, Новиков В.Н., Рудаев С.А. ставят еще один важный вопрос в обосновании системы политической работы – это «определение места военно-политической работы в самой теории воинского обучения и воспитания, а также выяснение её соотношения с военно-педагогическим процессом и военно-педагогической деятельностью. Для этого исследуем военно-политическую работу как педагогическую систему, педагогический процесс и педагогическую деятельность [17, стр. 67]». В связи с чем возникает противоречие в выборе Федерального государственного стандарта высшего образования для подготовки специалистов МЧС России в области организации воспитательной и политической работы.
Анализ потребности в специалистах в области организации политической и воспитательной работы в системе ФПС ГПС МЧС России для территориальных органов и учреждений МЧС России, а так же анализ основных профессиональных образовательных программ высшего образования в области организации политической и воспитательной работы и опыта подготовки данных специалистов в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка показал необходимость разработки новой основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Программа должна удовлетворять требованиям к уровню квалификации, специфики педагогической направленности деятельности, а также кадровым, материально-техническим условиям ее реализации в «Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России».
Пристатейный список:
1. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 10.01.2024).
2. Там же.
3. Там же.
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48502 (дата обращения: 10.04.2023).
5. Приказ Министра обороны РФ №404 от 22 июля 2019 г. «Об организации военно-политической работы в ВС РФ» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo. gov.ru/documents/block/foiv040 (дата обращения: 11.01.2024).
6. Там же.
7. Военный университет им. Князя Александра Невского Министерства обороны РФ: официальный сайт. - URL: https://vumo.mil.ru/Obrazovanie (дата обращения: 10.01.2024).
8. Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого: официальный сайт. - URL: https://varvsn.mil.ru/Obrazovanie/Obrazovatelnye_ programmy (дата обращения: 10.01.2024).
9. Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. Проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина: официальный сайт. - URL: https://vva.mil.ru/Obrazovanie/Obrazovatelnye-programmy (дата обращения: 10.01.2024).
10. Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище: официальный сайт. - URL: https://nvvku.mil.ru/Obrazovanie/Programmy (дата обращения: 10.01.2024).
11. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2020 г. № 570 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45878 (дата обращения: 10.04.2024).
12. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://spvi.rosguard.gov.ru/ page/index/pravila-priema (дата обращения: 10.01.2024).
13. Санкт-Петербургский университет МВД РФ: официальный сайт. - URL: https://университет.мвд.рф/Obrazovatelnaya_deyatelnost/реализуемые-образовательные-программы (дата обращения: 10.01.2024).
14. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя: официальный сайт. - URL: https://мосу.мвд.рф/Obrazovanie/Osnovnye_obrazovatelnye_programmy (дата обращения: 10.01.2024).
15. Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2022 г. № 798 «О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, в структуру и состав спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265, и признании утратившими силу отдельных положений указов Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48491 (дата обращения: 10.01.2024).
16. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 11.01.2024).
17. Новиков, В.Н., Рудаев, С.А. Актуальные вопросы теории и практики военно-политической работы. Человеческий капитал, 2021, № 10(154). С. 64-71.
Библиографическая ссылка
Иванова Т.В., Тарадина Ю.М. ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ГПС МЧС РОССИИ»
// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 2;
URL: vpd.esrae.ru/ru/36-144 (дата обращения:
03.05.2025).