ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Психологические науки
СОВРЕМЕННЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ
Доронин В.А. 1, Фурсова А.С. 2

1. Военная академия
2. Военная академия

Современный мир переживает период значительного развития информационно-психологических технологий, которые оказывают воздействие на различные области человеческой жизни. Военная сфера также активно применяет эти технологии, позволяющие достигать военно-политических целей не силовыми или экономическими средствами, а путем воздействия на морально-психологическое состояние воинов. В современных условиях, воздействуя на мышление и манипулируя человеком, можно достичь более значительных результатов, нежели при физических военных действиях. Ментальные войны направлены на изменение массового сознания и психики как военнослужащих, так и гражданского населения противоборствующей стороны.

Процесс ментального воздействия, осуществляемый в рамках этой войны, включает несколько этапов: изменение ценностных установок, уничтожение и перестройка идентичности индивида. Меняя сознание, можно достичь изменений и в рамках консциентальной войны, однако ментальные войны подчеркивают изменение основных установок общества. Менталитет является совокупностью стабильных и рациональных особенностей, коллективных убеждений о самих себе и окружающем мире, специфического мышления, ценностных ориентаций и поведенческих наклонностей, и предрассудков, верований, характерных для определенной национальной группы. Национальный менталитет формирует социокультурную картину мира и определяет различные виды социальных отношений, культурную ориентацию и поведение.

Ослабление ментальных структур приводит к потере национальной идентичности. Культурная идентичность служит основанием для утверждения наций, предоставляя людям представление о глубине нашего общего прошлого и единстве нашей истории. Сохранение культурной самобытности наций и этносов зависит от стремления сохранить свою культурную идентификацию. Потеря самоидентификации приводит к усилению социальных различий. Потеря национальной идентичности может привести к уничтожению единого духовного пространства [4, 5].

В целях разрушения национальной идентичности и расстройства ценностной структуры общества используются разнообразные технологии ментальной войны, включая информационные и психоэмоциональные компоненты. Одним из ключевых методов  является формирование и распространение фейковых новостей и дезинформации. Это может включать в себя размещение ложной информации в СМИ, социальных сетях и популярных блогах, а также создание и распространение поддельных документов и видеоматериалов. Целью здесь является создание путаницы, разрушение доверия к определенным источникам информации и искажение фактов, чтобы влиять на публичное мнение и мировое сообщество.

Примером могут служить действия на Украине, которые являются одними из главных «полей битвы» информационной войны, где информационно-психологическое воздействие стало неотъемлемой частью борьбы за информационное превосходство на ее территории. С самого начала конфликта на Востоке страны, различные стороны вовлечены в активную производственную и рекламную деятельность, стремятся  повлиять на общественное мнение и создать нужные предпосылки для достижения своих целей.

На территории Украины на протяжении уже почти 20 лет успешно действуют информационно-психологические операции (ИПсО), которые посвящены противороссийской пропаганде. Подобные операционные центры составляют часть различных силовых органов Украины.

Информационно-психологическое воздействие в рамках ментальной войны в Украине имеет глубокие и многогранные последствия. Оно способно не только повлиять на политическую ситуацию, но и усилить напряженность в обществе, вызвать социальные и этнические конфликты, а также оказать негативное влияние на психическое состояние людей.

В настоящее время украинские пропагандисты активно прибегают к различным методам воздействия на украинское общество, которые закладывают антироссийскую атмосферу и тормозят его развитие в аналитическом и мировоззренческом плане.

Одним из удивительных и действенных методов, используемых ими, является речевое сопровождение телефонных разговоров. Ситуация, когда вы звоните кому-то, а он уже находится в разговоре с кем-то другим, превращается в нечто примечательное. Вместо обычного сообщения вроде «Подождите, абонент занят», вы слышите такие слова: «Подождите, абонент разговаривает. Возможно, именно эта беседа поможет нам одержать победу». Образы, внушаемые таким образом пропагандистами, заряжают народ уверенностью и мотивацией. Еще один интересный прием, к которому они прибегают, это автоматическое воспроизведение фразы «Вы позвонили на номер агрессора!», когда звонок идет с украинского номера на российский. Целью этого метода является укоренить в украинских гражданах убеждение в том, что каждый россиянин является агрессором [2].

Более наглядным и всесторонним методом является ежедневно показываемый баннер со списком погибших российских солдат и разрушенной российской военной техники. Несмотря на то, что эти цифры могут не всегда соответствовать действительности, графический образ и постоянство этих данных создают в украинском обществе чувство обеспеченности «непрерывными победами».

Целью всех этих манипуляций является выключение рационального мышления индивидуума и активация «иррационально-инстинктивного» мышления. В результате вся украинская общественность выстраивается в интригующий механизм, иррациональный по своей сути и террористический по своей форме.

Психоэмоциональные технологии направлены на манипуляцию сознанием, эмоциями и настроением как отдельных индивидов, так и общества в целом. Обычно это осуществляется подсознательно и без ведома людей. Психологическое воздействие позволяет изменить идеологические и психологические структуры сознания, изменить эмоциональное состояние и стимулировать определенное поведение с использованием различных явных и скрытых психологических методов. Области, на которые направлено психологическое воздействие, включают потребностно-мотивационный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческий [1].

Механизмы информационно-психологического воздействия опираются на способность манипулировать сознанием индивидуумов и общества с использованием специально отобранной информации. Данная информация может быть объективной или субъективной, правдивой или искаженной. Однако особую заинтересованность представляет собой направленная информация, которая, несмотря на видимую достоверность, при использовании манипулятивных методов становится искаженной и предвзято используется в информационно-психологической борьбе.

Следует отметить, что информационно-психологическое воздействие является сложным и многомерным процессом, требующим глубокого понимания психологии масс и механизмов передачи информации. Поэтому противостояние информационной войне требует не только технических и организационных возможностей, но и внимания к образованию, развитию критического мышления и информационной грамотности в обществе.


Пристатейный список:
1. Красовская Н.Р., Гуляев А.А. Современные коммуникативные технологии // Социология науки и технологий. 2019. Т.10. №2. С.44-55.
2. Ментальная война против России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zavtra.ru/events/mental_naya_vojna_protiv_rossii (дата обращения: 28.01.2024 г.).
3. Рощупкин В.Г. Информационно-психологическое противоборство и обеспечение информационной безопасности. Самара, 2018. 92 с.
4. Тонконогов А.В. Духовная безопасность российского общества в условиях совре-менного геополитического соперничества социально-философский анализ: автореф. дисс. … докт.философ.наук. М., 2011. 46 с.
5. Дергунова Н.В., Завгородная М.Ю. Теория Пола Лазарсфельда: вне власти времени // Власть. 2014. №08. С.123-126 .
6. Путин: Россию хотят ослабить и поставить под внешний контроль [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vzglyad.az/news.php?id=189866 (дата обращения: 28.01.2024 г.).


Библиографическая ссылка

Доронин В.А., Фурсова А.С. СОВРЕМЕННЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2024. – № 1;
URL: vpd.esrae.ru/ru/35-136 (дата обращения: 03.05.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 154 | За неделю: 154 | Всего: 154


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода