Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
В статье приводятся результаты лонгитюдного исследования защитно-совладающего поведения курсантов военного вуза. На основы выделения защит и копинг-стратегий с наибольшим корреляционным весом выделены паттерны защитно-совладающего поведения курсантов, характерные для периода обучения со второго по четвертый курс. Превентивное преодоление является наиболее значимой стратегией совладания в исследуемый период. На втором и четвертом курсе оно связано как с личностными характеристиками (настойчивость, ответственность, предусмотрительность, понимание, теплота), так и со зрелыми механизмами психологической защиты (сублимацией, рационализацией). На третьем курсе курсанты перестают накапливать ресурсы совладающего поведения, снижается количество связей внутри структуры защитно-совладающего поведения, ведущими структурообразующими компонентами становятся незрелые защиты (вытеснение, регрессия). Кризисные переживания с невозможностью решить проблему единовременно, способствуют формированию эмоционально-ориентированного копинга. К четвертому курсу формируется четкий личностный профиль успешного адаптированного курсанта, он включает такие качества, как настойчивость, ответственность, понимание, сдержанность, предусмотрительность. Перечисленные качества имеет также высокую связь с проактивным совладанием (на всех курсах) – с возможностью курсантов в целом накапливать ресурсы по преодолению стресса.