ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Педагогические науки
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Калгина Е.А. 1

1. Военная академия

Применение религиозного потенциала направлено на формирование и развитие у верующих курсантов и слушателей качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности через организацию и проведение духовно-просветительской работы, патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Эффективность использования религиозного потенциала зависит от уровня подготовки и деятельности военного духовенства, командного состава частей и подразделений, их взаимодействия, а также от религиозной ситуации в воинской части.

Определение желания военнослужащих использовать своё право на свободу вероисповедания осуществляется в ходе изучения религиозной ситуации в учебном заведении. Это включает определение уровня религиозности, степени религиозности и характера религиозности, с учётом конфессиональной принадлежности, исторического периода, национальной специфики и социального контекста [2].

Важным условием воспитательной работы с верующими военнослужащими является организация взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и включение их духовного потенциала в сферу воспитательной деятельности. Однако, это взаимодействие не должно носить эпизодический характер, чтобы избежать формализма в религиозном наставничестве, что может негативно сказаться на морально-психологическом состоянии верующих военнослужащих.

Рекомендуется организовывать встречи верующих с представителями традиционных религиозных конфессий для проведения духовно-просветительских бесед, создавать условия для посещения богослужений, организовывать экскурсии к храмам и культовым зданиям, проводить мероприятия патриотической направленности, связанные с Днями воинской славы и знаменательными датами в развитии государства и Вооружённых Сил Российской Федерации. Также важно взаимодействовать с представителями различных конфессий при проведении торжественных мероприятий, осуществлять профилактику нарушений воинской дисциплины и формировать морально-психологическую устойчивость верующих военнослужащих, находящихся в группе риска. В библиотеке для верующих военнослужащих рекомендуется создавать подборки духовной литературы и осуществлять социальную защиту военнослужащих и членов их семей.

В масштабе подразделения рекомендуется выявлять уровень и характер религиозности военнослужащих, формировать толерантное отношение к верующим различных религиозных объединений, проводить общественно-государственную подготовку по темам патриотической направленности с привлечением служителей культа, учитывать традиции религиозных объединений и проводить профилактику вхождения военнослужащих в деструктивные религиозные объединения.

При проведении индивидуальной воспитательной работы с верующими военнослужащими необходимо не препятствовать им приобретать, хранить и использовать религиозную литературу и атрибутику, проводить личные встречи со служителями культа для снятия отрицательных переживаний, позволять служителям культа оказывать поддержку верующим военнослужащим и не запрещать переписку с ними. Важно не мешать духовному просвещению и нравственному воспитанию верующих военнослужащих через взаимодействие с представителями религий и конфессий.

Воспитательная работа с верующими военнослужащими предполагает индивидуальный и дифференцированный подход, учёт особенностей мировоззрения и нравственного сознания. Субъекты воспитательной работы должны знать основное содержание религиозного вероучения подчинённых и не допускать негативных оценок религиозных догм. В основе воспитательной работы должно быть толерантное отношение к верующим, исключающее элементы религиозного давления, так как каждый человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Для успешной организации процесса духовно-нравственного воспитания будущих офицеров в военных образовательных учреждениях России необходимо соблюдение следующих условий: заинтересованность администрации образовательного учреждения в реализации данного воспитательного направления, понимание значимости процесса духовно-нравственного воспитания сотрудниками вуза, профессорско-преподавательским составом и кураторами, реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин, семинаров, учебных программ и научных мероприятий в формировании нравственных качеств будущих офицеров, создание в библиотеке вуза фонда литературы духовно-нравственного содержания и видеотеки с документальными и художественными фильмами патриотического содержания, а также сотрудничество с представителями РПЦ при организации воспитательных мероприятий [3].

Духовно-просветительская работа и работа с верующими военнослужащими осуществляется через реализацию системы мероприятий организационного, религиозного и воспитательного характера для удовлетворения духовных потребностей, отправления религиозного культа и укрепления нравственных основ личного состава. Организация взаимодействия органов военного управления и воинских частей с традиционными религиозными объединениями РФ осуществляется в установленном в Министерстве обороны порядке. Организацию и проведение духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими воинской части осуществляет помощник командира воинской части по работе с верующими военнослужащими, при поддержке заместителя командира по военно-политической работе.

Для решения задач духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими в воинской части организуются и проводятся мероприятия, такие как изучение религиозной обстановки, совершение богослужений, коллективные беседы, лекции, семинары, индивидуальные беседы, оказание духовной помощи, обряды освящения, паломнические поездки и экскурсии, а также методическая помощь командирам в вопросах нравственного воспитания подчинённого личного состава [1].


Пристатейный список:
1. Авдеев В.В., Козлов В.А. Краткий справочник выпускника военного вуза по военно-политической работе: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НВВКУ, 2022. – 86 с.  – С. 12-13.
2. Веремчук В.И. Социологическое исследование религиозности военнослужащих: учеб. пособие. М.: Воен. ун-та, 2004. – С. 8.
3. Шутько Д.В. Педагогические основы применения потенциала религии в воспитании военнослужащих вооружённых сил Российской Федерации // Армия и общество. – 2010. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/in/pedagogicheskie-osnovy-primeneniya-religii-v-vospitanii-voennosluzhaschih-sil-rossiysroy-federatsii (дата обращения: 27.02.2025). 


Библиографическая ссылка

Калгина Е.А. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 6;
URL: vpd.esrae.ru/ru/46-214 (дата обращения: 03.10.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 10 | За неделю: 10 | Всего: 10


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода