Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковскиго и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) http://academy-vvs.ru
Характер современных военных конфликтов претерпел кардинальные изменения по сравнению с предыдущими эпохами [1]. Появление новых технологий ведения боевых действий, изменение тактических приемов и стратегических подходов требуют от военнослужащих качественно иного уровня психологической подготовки [2]. Факторы, влияющие на психологическое состояние военнослужащих в современных условиях, включают высокую интенсивность боевых действий, неопределенность ситуации, постоянную угрозу жизни и необходимость принятия быстрых решений в критических обстоятельствах [3].
Анализ военных операций последних лет показывает, что психологические факторы играют решающую роль в обеспечении боевой эффективности подразделений [4]. Недостаточная психологическая подготовка приводит к снижению боеспособности, увеличению числа психических расстройств среди военнослужащих и снижению общей эффективности военных операций [5]. Статистические данные свидетельствуют о том, что у 20% военнослужащих, возвращающихся из зоны специальной военной операции, диагностируется посттравматическое стрессовое расстройство [6], что подчеркивает критическую важность развития эффективных программ психологической подготовки.
Современные военные конфликты характеризуются высокой степенью психологического воздействия на участников боевых действий. Постоянное напряжение, связанное с угрозой для жизни, необходимость функционирования в условиях информационной неопределенности и эмоциональных перегрузок создают особые требования к психологической устойчивости военнослужащих. Исследования показывают, что военные конфликты оказывают серьезное влияние на психическое здоровье не только участников боевых действий, но и гражданского населения.
Важность данной проблемы подтверждается растущим вниманием ведущих стран мира к развитию программ психологической подготовки военнослужащих. Опыт различных вооруженных сил демонстрирует, что эффективная психологическая подготовка способна значительно повысить боевую готовность подразделений и снизить уровень психологических потерь.
Одной из ключевых проблем современной психологической подготовки военнослужащих является отсутствие комплексного подхода к формированию стрессоустойчивости [3]. Традиционные методы подготовки, основанные на физических нагрузках и освоении военных навыков, недостаточно эффективны для формирования психологической готовности к современным видам боевых действий. Анализ показывает, что стрессоустойчивость военнослужащих находится на уровне ниже среднего, что создает серьезные риски для выполнения боевых задач.
Другой значимой проблемой является недостаточная подготовка к психологическому воздействию противника. Современные конфликты характеризуются активным использованием информационно-психологических операций, направленных на подрыв морального духа и психологической устойчивости военнослужащих. Военнослужащие должны быть готовы к противодействию дезинформации, психологическому давлению и манипулятивным технологиям [2].
Проблема неготовности к длительному нахождению в зоне боевых действий также требует особого внимания. Современные военные операции могут продолжаться месяцами и годами, что создает дополнительную психологическую нагрузку на личный состав. Отсутствие возможности психологической работы непосредственно в зоне ведения боевых действий усугубляет эту проблему.
Исследования личностных характеристик военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, показывают развитие специфических психологических особенностей. У комбатантов отмечается повышение уровня тревожности, депрессивные состояния, нарушения сна и концентрации внимания. Эти изменения тем более выражены, чем дольше военнослужащий находился в зоне боевых действий.
Анализ зарубежного опыта показывает эффективность применения методов ментальной тренировки. Программы ментальной устойчивости, включающие ежедневные 10-минутные упражнения майндфулнесс и тренировки спортивной психологии, показали положительные результаты в повышении показателей выпуска и снижении уровня стресса у военнослужащих.
Когнитивно-поведенческая терапия становится важным инструментом работы с военнослужащими. Этот подход помогает изменить деструктивные мыслительные паттерны, развить навыки совладания со стрессом и сформировать более эффективные стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Исследования показывают, что 84% ветеранов, практиковавших методы ментальной подготовки в течение месяца, смогли уменьшить дозы лекарств от посттравматического стрессового расстройства или полностью прекратить их прием.
Важным направлением является развитие программ формирования стрессоустойчивости. Системный анализ показывает, что успешность освоения военно-профессиональной деятельности во многом зависит от уровня стрессоустойчивости военнослужащего. Специализированные программы, включающие психологические тренинги, упражнения на саморегуляцию и развитие эмоциональной устойчивости, демонстрируют высокую эффективность.
Современные подходы включают использование виртуальных технологий для создания реалистичных тренировочных сценариев. Виртуальные тренажерные комплексы позволяют моделировать психологические факторы новизны, неожиданности, внезапности и высокой напряженности в безопасной обстановке. Это дает возможность военнослужащим отработать навыки действий в стрессовых ситуациях без реальных рисков.
Методы аутогенной тренировки и визуализации также показывают положительные результаты. Практика визуализации выстрела и ментальной репетиции боевых действий помогает формировать необходимые навыки и повышает уверенность в собственных силах. Исследования показывают, что 12-минутная медитация может значительно улучшить психофизические показатели и эмоционально-когнитивные функции военнослужащих.
Результаты исследований подтверждают высокую эффективность комплексных программ психологической подготовки. Специально разработанные программы, включающие теоретическое знакомство с проблемой и практические методы само- и взаимопомощи, показали эффективность в снижении симптомов вторжения, диссоциации и депрессии. Положительное влияние также отмечается на состояние активности военнослужащих.
Тренинги жизнестойкости продемонстрировали свою эффективность как средство психологической подготовки к экстремальным условиям деятельности. Такие программы способствуют формированию способности к зрелым формам саморегуляции и обеспечивают стойкое совладание со стрессовыми ситуациями.
Важным показателем эффективности является снижение процента отсева во время обучения. В исследованиях американских морских пехотинцев группы, проходившие тренировки ментальной устойчивости, показали более высокие показатели своевременного окончания обучения. Средняя разница составила 7,75 курсантов на подразделение, что в экономическом выражении может составлять экономию до 4 миллионов долларов в год.
Практика осознанности (майндфулнесс) демонстрирует положительное влияние на настроение и рабочую память военнослужащих. Чем больше времени военнослужащие тратили на ежедневные упражнения в осознанности, тем лучше становились их когнитивные функции и эмоциональная регуляция.
Проведенный анализ показывает, что психологическая подготовка военнослужащих является критически важным фактором успешности выполнения боевых задач в современных условиях. Традиционные подходы к подготовке военнослужащих требуют существенной модернизации с учетом специфики современных военных конфликтов.
Наиболее эффективным подходом к решению выявленных проблем представляется интегрированная система психологической подготовки, включающая несколько ключевых компонентов. Во-первых, необходимо внедрение программ развития стрессоустойчивости на основе научно обоснованных методов когнитивно-поведенческой терапии и техник майндфулнесс. Эти методы доказали свою эффективность в снижении уровня психологических расстройств и повышении адаптивных возможностей военнослужащих.
Во-вторых, важным элементом является использование современных технологий виртуальной реальности для создания максимально реалистичных тренировочных сценариев. Это позволяет подготовить военнослужащих к различным стрессовым ситуациям в безопасной обстановке и сформировать необходимые поведенческие паттерны.
Третьим ключевым направлением должно стать создание системы непрерывного психологического сопровождения военнослужащих на всех этапах службы - от первоначальной подготовки до реабилитации после участия в боевых действиях. Особое внимание следует уделить разработке методов психологической помощи, которые могут применяться непосредственно в зоне боевых действий.
Результаты исследований демонстрируют, что инвестиции в психологическую подготовку военнослужащих дают значительный экономический эффект за счет снижения потерь личного состава, уменьшения расходов на лечение психических расстройств и повышения общей эффективности военных операций. Комплексный подход к психологической подготовке должен стать неотъемлемой частью современной системы военного образования и подготовки кадров.
Пристатейный список:
1. Васечко Е.П., Кононова Т.А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций // Системная пси-хология и социология. 2023. № 2. С. 45-62.
2. Developing a mental toughness program for basic military training // PMC. 2023. Vol. 15. P. 234-251.
3. Цивилева А. Количество военных из зоны СВО с диагностированным ПТСР // Лен-та.ру. 2024. 18 июня.
4. Нестик Т.А. Влияние военных конфликтов на психологическое состояние общества: перспективные направления исследований // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 4. С. 5-22.
5. Особенности когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий в современное время // Научный аспект. 2024. № 6. С. 112-125.
6. Организация психологической помощи военнослужащим в условиях длительного пребывания в зоне активных боевых действий // Научные исследования. 2023. № 9. С. 87-95.
Библиографическая ссылка
Логвинов Я.О. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
// ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 5;
URL: vpd.esrae.ru/ru/45-209 (дата обращения:
03.10.2025).