ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронный научный журнал
Актуальные вопросы военно-профессиональной деятельности
Наши партнёры

Военный
учебно-научный центр Военно-воздушных сил
"Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковскиго
и Ю.А. Гагарина"
(г. Воронеж)
http://academy-vvs.ru


Ярославский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
http://yspu.org/Main_Page


Воронежская областная общественная физкультурно-спортивная организация "СИНКИОКУСИНКАЙ"
http://karate-vrn.ru/

Новости, события, информация, факты

 

 

 

Редакционная коллегия


Психологические науки
АНАЛИЗ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Лён А.А. 2, Головков К.А. 1, Соболев А.А. 1

1. Военная академия
2. Военная академия

Для истинного понимания проблемы качеств офицера с требуемыми сущностными характеристиками, соответствующими требованиям специальности необходимо обратиться к толкованию сущности понятия «профессионально важные качества». Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории по изучению понятия «профессионально важные качества» и их характеристик содержатся в настольной книге военного психолога, основанную на войсковом опыте.

Профессионально важные качества – социально-психологические, психологические и психофизиологические свойства граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих, соответствующие требованиям военно-профессиональной деятельности и обусловливающие их успешную адаптацию к военной службе, эффективную подготовку по военной специальности и результативное выполнение деятельности на определенной воинской должности [1].

Профессионально важные качества включают в себя три группы качеств: психофизиологические, психологические и социально-психологические. Психофизиологические свойства человека – психофизические параметры органов чувств, характеристики нейрофизиологических основ психики, эмоциональных реакций, физиологических основ целенаправленных движений, свойства систем организма, обеспечивающих активацию, энергетическую и биохимическую (пластическую) поддержку психической активности и средовой адаптации [1].

По мнению авторов учебника «Психодиагностика: теория и практика» под редакцией А.К. Акимова профессионально важные качества — это знания, умения, психические и психофизиологические свойства, необходимые и достаточные для успешного выполнения какой-либо профессиональной деятельности.

Профессионально важными качествами, подлежащими изучению в ходе проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, оценка которых позволяет прогнозировать успешность военно-профессиональной деятельности являются:

направленность на военную службу;

познавательные способности (уровень развития психических познавательных процессов);

психологические особенности личности;

свойства нервной системы и психомоторики [1].

Таким образом, профессионально важные качества –  совокупность духовных, психических и физических качеств человека, необходимых и достаточных для того, чтобы стать профессионалом, т. е для успешного обучения определённой профессии, нормативно приемлемой эффективности работы и карьеры по данной профессии.

Профессионально важным качествам будущих офицеров посвящен ряд исследований таких авторов, как И.Е. Мищенко (личностные качества, включающие в себя индивидуальные: эстетичность, креативность, инициативность, коммуникативность др. и волевые: твердые моральные устои, волевая саморегуляция и др.; профессиональные качества, включающие собственно профессиональные: наблюдательность, дисциплинированность, коллективизм и др.; перфекционистские: отвага, честь, достоинство, мужество и др.). Разнообразие профессионально важных качеств, свидетельствует о необходимости многогранного, комплексного подхода к их исследованию и классификации. В.Н. Ромашин предлагает профессионально важные качества разделить на группы: социально-психологические: профессиональная направленность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других, ответственность и дисциплинированность и др.; нравственные: патриотизм, чувство долга, офицерская честь; психофизиологические: эмоциональная устойчивость, физическая подготовленность.

По мнению А.С. Павлова невозможно стать офицером без таких качеств: смелость, организованность, терпение, выносливость, самоконтроль, решительность, самостоятельность, инициативность, коммуникативные способности, интеллект, креативность, рефлексивность.

 В современном военном образовательном пространстве особую актуальность приобретают цели подготовки специалистов для особой сферы военно-профессиональной деятельности – формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению поставленных задач в любых условиях обстановки. Содержание данного вида военно-профессиональной деятельности предполагает готовность к организации таких мероприятий, которые осуществляют командующие (командиры), штабы, военно-политические органы и должностные лица для достижения данной цели.

Создавая общую структуру качеств, необходимых специалист в области военно-политической работы, независимо от тех или иных личностных особенностей офицера, можем их рассматривать с точки зрения анализа качеств социально-динамического стереотипа офицера и руководителя воинского коллектива. Эти качества имеют объективную основу, которая определяется совокупностью основных функций воспитания, обусловленных тем или иным видом деятельности, а именно: обучающей, воспитывающей, творческой, развивающей, управляющей, которые реализуются в процессе военно-профессиональной деятельности. Специфика организации военно-политической работы предполагает обладание офицером высокими профессиональными качествами – это, прежде всего, компетентность, методическое мастерство, твердые навыки владения методикой воспитательной работы, инициативность. Наконец, определенное влияние на развитие готовности к работе с личным составом оказывают и анатомо-типологические качества личности. Так, желательно обладать приятной внешностью, быть физически крепким, иметь нормально возбудимый, сильный, уравновешенный тип нервной системы, правильную артикуляцию и хорошо поставленный голос. Следовательно, деятельность офицера-специалиста по военно-политической работе требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя своеобразную профессиональную структуру его личности, являются в то же время основой развития готовности к деятельности по организации  мероприятий, направленных на формирование и поддержание морально-политического и психологического состояния (МППС) личного состава на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению в любых условиях обстановки.

В настоящее время мы должны рассматривать офицера-специалиста в области военно-политической работы как полисубъекта профессиональной деятельности (Белошицкий А.В.) [3], в связи с подготовкой по направлениям специализаций по ФГОС ВО:

  • Военно-политическая пропаганда и агитация;
  • Педагогическая профилактика отклоняющегося поведения;
  • Культурно-досуговая работа;
  • Военно-педагогическая деятельность в ВС РФ;
  • Психологическая работа в ВС РФ;
  • Военно-социальная работа в ВС РФ.

Помимо этих базовых направлений, предполагается поддержание связей с родителями и близкими военнослужащего, взаимодействие с религиозными представителями традиционных конфессий, участие в военно-патриотическом воспитание гражданской молодёжи, изучение и распространение передового опыта лучших военных специалистов, отличившихся в учебно-боевой подготовки и в ходе учений или тренировок. Возможны и другие дополнительные направления военно-политической работы в зависимости от обстановки или конкретной ситуации.

Учитывая характер профессиональной деятельности специалиста по военно-политической работе, а также требования, предъявляемые к профессионально важным качествам офицера, считаем целесообразным обращение к методу моделирования, который позволит представить особенности профессии и личности данного специалиста на основе структуры психической деятельности и структуры личности.

Модель специалиста - комплексное описание его профессионально важных качеств, способностей восприятия, усвоения и реализации информационно-функционального потенциала в процессе его деятельности в различных условиях функционирования, необходимых для управления формированием необходимых компетенций [4, С.82]. Специалист в области военно-политической работы – это, прежде всего, офицер, напрямую работающий с личным составом и поэтому, приоритетными компетенциями, характеризующими основу профессиональной компетентности офицера по работе с личным составом, являются способности: 

  • выявлять и оценивать актуальные проблемы личного состава и отдельного военнослужащего;
  • прогнозировать способы разрешения таковых;
  • ориентироваться в постановке задач и определении средств их решения;
  • выдвигать новые идеи;
  • следовать военно-этическим нормам в профессиональной деятельности;
  • планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
  • осуществлять саморазвитие и самореализацию в профессии.

Совокупность данных компетенций – это часть содержания профессиональной подготовленности офицера к работе с личным составом, которая представляет собой целостную характеристику личности офицера, отражающую уровень сформированности у него профессиональной компетентности, владение основными компетенциями, развитость профессионально важных качеств, обеспечивающих его способность и готовность успешно реализовывать свой потенциал в работе с личным составом по воспитанию, формированию морально-психологической готовности выполнять воинский долг по защите Отечества как в мирное, так и военное время, успешно решать социальные проблемы личного состава и членов их семей [6, С.119]. 

Специалист в области военно-политической работы, существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественных отношениях, проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств:

  • совокупности социально-значимых свойств человека;
  • системе отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
  • осознании окружающего мира и себя в нем;
  • системе потребностей;
  • совокупности способностей, творческих возможностей;
  • совокупности реакций на внешние условия;
  • системе деятельности, осуществляемых социальных ролей.

 Изучению качеств, необходимых для осуществления военно-политической работы, являющихся основой структуры деятельностной модели как системы согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий, направленных на формирование и поддержание морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению в любых условиях обстановки, [8, С. 2] должен предшествовать анализ качеств личности офицера-воспитателя, рассматриваемых в трудах отечественных исследователей.

За последнее время рядом авторов предпринимаются попытки, помимо простого перечисления качеств, выделить в структурной композиции личности офицера определенные группы качеств. Наибольший интерес в этом плане представляет исследование В.А. Губина. По мнению автора, выделяется три основные группы качеств: качества квалифицированного специалиста, качества руководителя и организатора, качества военного, умеющего обучать и воспитывать на войсковых традициях. В каждую из этих групп входит значительное количество конкретных качеств, довольно полно характеризующих типичного педагога. Автор выдвигает и обосновывает важное методологическое положение о том, что при всей специфичности все качества обладают общей психолого-педагогической структурой, включающей как особенности психологических процессов и свойств личности, так и знания, навыки, умения, привычки. Общность психологической структуры качеств офицера-воспитателя дает возможность исследовать процесс их формирования по основным группам, в зависимости от содержания и особенностей профессиональной деятельности в целом. При этом В.А. Губин не выделяет в группы такие важные качества, как служебно-боевые, а либо относит их к условиям успешной деятельности офицера, либо частично включает в одну из вышеназванных групп. Все качества объединены в две большие группы: общие и профессиональные. Группа общих качеств представляет собой комплекс мировоззренческих, нравственных, профессионально боевых качеств. Группа профессиональных качеств личности включает качества, обеспечивающие успешную воспитательную работу [9].

С целью выявления мнения курсантов о профессионально важных качествах офицера было проведено исследование с будущими офицерами-специалистами в области военно-политической работы. В анкетировании приняли участие курсанты и сержанты, обучающиеся по специальности «Военно-политическая работа». Им было предложено выбрать из 25 профессионально важных качеств 5 наиболее значимых для офицера-специалиста в области военно-политической работы.

Профессиональные качества представлены в последовательности по частоте упоминания, а, следовательно, степени значимости. По мнению курсантов, для офицера-специалиста в области ВПР наиболее важны такие качества, как:

1. Склонность к изучению людей

2. Тактичность, уважение личного достоинства человека

3. Способность мобилизовать военнослужащих

4. Принципиальность, правильная реакция на критику

5. Верность слову

            Дальнейшее изучение профессионально важных качеств офицера-специалиста в области военно-политической работы даст возможность поиска оптимальных путей для формирования представлений курсантов военного вуза об идеальной модели современного офицера – специалиста в области военно-политической работы и развития у них необходимых профессионально важных качеств.


Пристатейный список:
1. Настольная книга военного психолога. Департамент психологической работы МО РФ. Издание № 1. М., 2023.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 56.05.08. Военно-политическая работа от «16» ноября 2020 г.
3. Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. Воронеж. 2009. 42 с. 
4. Тавасиева Л.А. К вопросу о современной модели офицера-воспитателя / Вестник Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А. № 1. 2007. С. 270–276.
5. Золотовская Л.А. Профессиональная подготовленность офицера к работе с личным составом, её сущность и содержание / Вестник высшей школы Almamater. № 11. 2015. С. 118–120.
6. Новиков В.Н., Рудаев С.А. Актуальные вопросы теории и практики военно-политической работы. Человеческий капитал. 2021. № 10. С. 64–71.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. Наука. 1986. С. 122–141.
8. Сухоруких В.А. Системный подход в подготовке офицерских кадров ВКС / Наука и образование сегодня. 2017. № 12. С. 81–85.
9. Офицеров В.В. Модель личности военного специалиста командно-тылового профиля: учеб. пособие / В.В. Офицеров, А.П. Емельянов, А.Н. Пальчиков. СПб. Типография Военной академии тыла и транспорта, 1993.


Библиографическая ссылка

Лён А.А., Головков К.А., Соболев А.А. АНАЛИЗ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2025. – № 4;
URL: vpd.esrae.ru/ru/44-199 (дата обращения: 25.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 90 | За неделю: 90 | Всего: 90


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
Яндекс.Метрика Яндекс.Погода